Растаможка и поставить на учет автомобиль 2024 года в казахстане
В 2024 году подавляющее большинство автопроизводителей, официально реализующих свою технику через казахские автосалоны, внесли “рекомендации”, согласно которым машины разрешается реализовывать только для эксплуатации гражданами Казахстана.
Другими словами, гражданину России приобрести новый автомобиль в салоне не получится, поэтому единственным выходом остается схема, когда деньги передаются гражданину Республики Казахстан, после чего он направляется в автосалон, приобретает автомобиль, ставит его на учет, затем снимает и отдает вам все документы.
К слову, на волне большого ажиотажа желающих стать посредниками более чем достаточно, поскольку это один из легких способов заработать.
Тем не менее, и такой вариант имеет «подводные камни». Прежде всего, опытные «перегонщики» рекомендуют искать надежного посредника. У такого покупателя не должно быть долгов по кредитам или прочих денежных обязательств, так как по казахским законам движимое имущество может быть арестовано в счет имеющейся задолженности. А арест – это, как минимум, невозможность снять авто с учета.
Данная проблема может быть решена проверкой посредника в Едином реестре должников, для чего потребуется узнать его ФИО и ИНН. Кроме того, если посредник-резидент Казахстана состоит в браке, при продаже автомобиля потребуется письменное разрешение супруги (супруга), заверенное у нотариуса. К слову, супруга или супруг также не должны иметь долгов, т. е. тоже будут подлежать проверке.
Самым простым, а зачастую еще и наиболее безопасным, но, к сожалению, не самым выгодным способом купить машину в Казахстане, остается обращение к перегонщикам.
При этом уже сейчас всем желающим предлагается определенный выбор машин, которые пригнаны из РК и находятся в приграничных с Казахстаном российских городах. Средняя наценка на такие авто составляет 400-500 тысяч рублей, поэтому такая покупка может быть вполне оправдана в случае приобретения машины в дорогой комплектации.
- Ввоз авто гражданами Казахстана
- Про риски и ограничения: какие автомобили нужно растамаживать из Казахстана, а какие нет?
- Оформление авто из Казахстана – получение СБКТС и ЭПТС
- Особенности оформления авто из Казахстана физическим лицом
- Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
- Сколько будет стоить первая постановка машины на учет в 2022 году?
- Особенности оформления авто из Казахстана юридическими лицами
- Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы
- Пример №1:
- Пример №2:
- Установка и подключение авто к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»
Ввоз авто гражданами Казахстана
Ввоз авто гражданами Казахстана в Россию не требует специального оформления. Граждане Казахстана, имеющие казахстанский паспорт, могут ввезти на территорию России свой личный автомобиль с казахстанскими номерами и свободно продолжать его использовать. Они имеют право на своём личном автомобиле ездить по российским дорогам общего пользования, при этом экологический класс автомобиля значения не имеет.
Про риски и ограничения: какие автомобили нужно растамаживать из Казахстана, а какие нет?
Ситуация, при которой Казахстан одновременно является членом Таможенного союза, выступая в качестве участника договора о беспошлинном перемещении продукции между странами ТС/ЕАЭС, а также входит во Всемирную торговую организацию (ВТО) и имеет возможность пользоваться льготами при импорте товара, выглядит неоднозначно.
Из-за этого она всегда оставляет риски для тех, кто пытается пользоваться «серыми» схемами. Следует зафиксировать, что и Федеральная таможенная служба (ФТС) России, и таможенные органы Казахстана, и сами автодилеры хорошо осведомлены обо всех запретах, касающихся продажи импортных автомобилей, ввезенных в РК:
- без уплаты ввозных таможенных пошлин (электрокары);
- с уплатой пошлины по «пониженной» ставке.
Дилерам такие транспортные средства запрещено передавать в пользование, владение и распоряжение гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Для казахских таможенников – данные автомобили не подлежат вывозу в другие государства.
Для российской ФТС – ввоз таких машин в РФ гражданами России запрещен. Соответственно претензии и ограничения на покупку или перемещение авто для российского покупателя могут исходить от разных ответственных лиц.
Кроме этого, таможенные органы обеих стран сообщают об участившихся случаях намеренного занижения стоимости ввозимых в Россию автомобилей с целью уменьшить размер растаможки.
Также «на карандаше» у таможенников и надзорных служб оказались случаи оформления транспортных средств на юридических лиц в Казахстане, что позволяло оплачивать лишь 12% пошлины от стоимости ТС.
Наконец, на фоне увеличивающегося потока автомобилей, следующих из Казахстана в РФ без уплаты таможенных пошлин представители ФТС сообщают, что ими постоянно проводится работа по раскрытию «серых» схем, и что при выявлении фактов ввоза в Россию автомобилей, которые были растаможены в Казахстане по пониженным или нулевым пошлинам, регистрация таких ТС в Российской Федерации будет сразу же аннулирована.
И это достаточно серьезный риск получить проблемы постфактум, когда воспользоваться «серой» схемой все же удалось. В том числе и для тех, кто приобрел авто из Казахстана у ненадежного «перегонщика».
Нужно ли растамаживать автомобиль, который был произведен на территории Казахстана? Нет, поскольку такое авто автоматически получает статус товара Евразийского экономического союза и не будет требовать уплаты таможенных платежей при пересечении границы с любым другим государством ТС/ЕАЭС.
Оформление авто из Казахстана – получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый из Казахстана авто необходимо получить ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства). Бумажные ПТС в России уже не выдают. Оформив ЭПТС, автомобиль можно поставить на учёт в ГИБДД и, получив российские номера, установить их на авто. Только после этого можно будет свободно ездить на ввезённом из Казахстана авто по российским дорогам. ЭПТС – необходимый документ, он подтверждает право собственности на автомобиль, он нужен при покупке и продаже, а также может потребоваться в случае угона автомобиля. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) >>>
ЭПТС оформляется на основе Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или разового ОТТС. СБКТС нужен для предотвращения ввоза в Россию разного рода автохлама и служит подтверждением того, что техническое состояние, ввезённого из Казахстана авто, позволяет безопасно ездить по российским дорогам общего пользования. Подробнее про оформление СБКТС >>>
Наша компания оказывает услуги по оформлению авто из Казахстана и получению СБКТС и ЭПТС в России.
Нужно оперативно получить СБКТС и ЭПТС, оплатить утильсбор на авто из Казахстана? – Мы поможем Вам!
Особенности оформления авто из Казахстана физическим лицом
Главная особенность оформления авто из Казахстана физическими лицами заключается в том, что таможенные платежи не требуется, но потребуется доплатить только за автомобили, растаможенные в Казахстане на льготных условиях. Кроме этого за ввозимый автомобиль нужно оплатить: утилизационный сбор, оформить СБКТС и ЭПТС, после чего поставить на учёт в ГИБДД (МРЭО).
При ввозе купленного в Казахстане авто в Россию физлицами:
- НДС – не платится;
- Таможенная пошлина – не платится;
- Таможенный сбор – не платится;
- Акциз – не платится;
- Утильсбор – платится в зависимости от возраста авто. Размеры указаны в Таблице 1;
- Получение СБКТС – оплачивается (при необходимости);
- Подключение “ЭРА-ГЛОНАСС” – оплачивается (при необходимости);
- Оформление ЭПТС – оплачивается.
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2024 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
Сколько будет стоить первая постановка машины на учет в 2022 году?
В Казахстане налоги, пошлины, сборы, штрафы зависят от МРП (месячный расчетный показатель). Через месяц он вырастет с 2917 тенге до 3063. Это значит, что и в нашем случае цены будут выше. Вот подробная таблица:
Особенности оформления авто из Казахстана юридическими лицами
Главной особенностью оформления авто из Казахстана для юридических лиц заключается в том, что таможенные платежи: акциз, таможенный сбор, пошлину, НДС платить не требуется. Но требуется оплатить утилизационный сбор. Кроме того потребуется оплатить расходы связанные оформлением на ввезённые авто ЭПТС, которое оформляется на основе СБКТС или разового ОТТС. Если ввезённый автомобиль ставится на баланс компании, то НДС, который был уплачен при покупке может быть начислен к вычету, а если автомобиль предназначен для продажи, НДС может быть включён в продажную стоимость. Размеры утилизационных сборов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) зависят от возраста автомобиля и объема двигателя, они приводятся в Таблице 2.
Таблица 2. Утильсбор на авто из Казахстана для юридических лиц и ИП
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИПВиды и категории легковых автомобилейНовые до 3-ёх летСтарше 3-ёх летk 1Сумма, руб.k 1Сумма, руб.1. Легковой автомобиль с объемом двигателя:не более 1000 куб. см Базовая ставка 20000 руб.4,0681200 руб.10,36207200 руб.свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см Базовая ставка 20000 руб.15,03300600 руб.26,44528800 руб.свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см Базовая ставка 20000 руб.42,24844800 руб.63,951279000 руб.свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см Базовая ставка 20000 руб.48,5970000 руб.74,251485000 руб.свыше 3500 куб. см Базовая ставка 20000 руб.61,761235200 руб.81,191623800 руб.
1 – коэффициент ( k ). Базовая ставка коэффициента составляет 20000 рублей. Сумма утильсбора вычисляется умножением Базовой ставки на (k)- коэффициент.
Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы
Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.
Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.
Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.
Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.
В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
- Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
- Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.
Этих платежей будет достаточно, чтобы пересечь границу и направиться в регион, где планируется поставить автомобиль на российский учет.
Для справки: до июля 2022 года в России действовало требование по обязательной установке на все ввозимые в страну автомобили блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС. Однако серьезный кризис на рынке микроэлектроники привел к тому, что модули, которые стоили 5-6 тысяч рублей стали предлагаться за 40–100 тысяч (часто в комплекте с ЭПТС и СБКТС). В этой связи российские власти приняли решение временно разрешить постановку на учет машин без ЭРА-ГЛОНАСС. Такой временный упрощенный порядок регистрации транспортных средств для их собственников (физических лиц) пока действует до 1 февраля 2023 года.
Разумеется, это не все издержки, которые придется понести при «перегоне» автомобиля из Казахстана в Россию. В списке окажутся и накладные расходы, включая транспортные и бытовые.
Возможно, в стоимость авто придется включить оплату услуг посредника – гражданина Казахстана, который согласится купить и оформить авто на себя, чтобы затем снять его с учета и поставить транзитные номера. Также стоит быть готовым к некоторой переплате за «допы», если официально приобретается машина в автосалоне.
Тем же, кто рассчитывает на помощь «автоперегонщика», который сам озвучивает свою цену с учетом всех расходов и собственной наценки, останется лишь предусмотреть платежи, которые необходимы для постановки авто на учет (оформление ЭПТС, проведение тестов на безопасность и получение госномеров).
Пример №1:
Рассмотрим пример ввоза в Россию из Казахстана автомобиля KIA Sportage 2.0 MPI (150 л. с.) Он собран в Казахстане, поэтому не требует уплаты таможенной пошлины. Покупателю из России машина обошлась в 13,7 миллиона тенге, что эквивалентно 2,75 млн. рублей.
Авто ввозится в Россию физическим лицом, перегоняющим машину для личных нужд (первый раз в течение календарного года). При пересечении границы ему придется оплатить:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей (авто возрастом до 3 лет).
- Госпошлину за импорт товара стоимостью более 200 тысяч рублей – 12000 рублей.
По прибытию к месту эксплуатации авто необходимо будет дополнительно потратиться на оформление ЭПТС, регистрационные номерные знаки и подключение ЭРА-ГЛОНАСС.
Для справки, KIA Sportage 2.0 MPI (150 л. с.) 2023 года выпуска можно приобрести в России по цене 2,5-3,0 миллиона рублей.
Пример №2:
В Россию из Казахстана ввозится автомобиль Chevrolet Cobalt II (рестайлинг) 1.5 (106 л. с.) 2024 года выпуска. Покупателю из России машина обошлась в 5,5 миллиона тенге, что эквивалентно 1,1 млн. рублей. Авто ввозится в Россию физическим лицом, пригоняющим машину для личных нужд (первый раз в течение календарного года). При пересечении границы ему придется оплатить:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей (авто возрастом до 3 лет).
- Госпошлину за импорт товара стоимостью более 200 тысяч рублей – 3100 рублей.
К этим расходам необходимо прибавить оформление ЭПТС, регистрационные номерные знаки и подключение ЭРА-ГЛОНАСС. Плюс накладные расходы, понесенные во время поездки за автомобилем в Казахстан (питание, проживание, топливо и т. п.) Для сравнения, седаны Chevrolet Cobalt II (рестайлинг) 1.5 (106 л. с.) 2023 года выпуска с пробегами в 10-100 км. (параллельный импорт) предлагаются в России по ценам 1,5-1,9 миллиона рублей.
Установка и подключение авто к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»
Важно! Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 891, временно, до 01.02.2024 для физических лиц упрощена регистрация ввозимых из-за рубежа автомобилей – не требуется установка кнопки ЭРА-ГЛОНАСС!
При растаможке в России автомобиля на него нужно установить специальное оборудование для подключения к ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС”. Документы о подключении нужно предоставить в таможню. До 01.02.2024 данная процедура по обязательной установке кнопок ГЛОНАСС для физлиц не обязательна! Подробнее о подключении автомобиля к ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС” >>>