Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Cемейное право - Взаимосвязанные договора, как обосновать что это не так по 223

Взаимосвязанные договора, как обосновать что это не так по 223


взаимосвязанные договора, как обосновать что это не так по 223

Вот все произошедшие изменения в 223-ФЗ с 2023 года в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.

С какой даты работают измененияСуть измененийНормативно-правовой акт01.01.2023

Заказчики под санкциями не выполняют лимиты закупок, в которых участвуют только субъекты МСП. Эти поправки затронули заказчиков, сведения о процедурах которых скрыты по постановлению Правительства РФ № 301 от 06.03.2022.

Но эти процедуры включаются в расчет совокупного годового объема договоров.

Подробнее: Минфин разъяснил понятия «санкции» и «меры ограничительного характера» в рамках применения постановления № 301 от 06.03.2022.

Скачать постановление Правительства РФ № 2359 от 20.12.2022 из КонсультантПлюс

Еще новое в законодательстве о закупках по закону 223-ФЗ в 2023 году связано с тем, что актуализировали форму годового отчета о закупках у МСП. Туда включили данные о договорах по результатам процедур, которые заключают такие организации:

  • лизинговые компании для приобретения предметов лизинга в рамках выполнения обязательств по договору лизинга. НМЦД должна быть более 400 млн руб.;
  • гарантирующие поставщики и сетевые организации для приобретения оборудования и нематериальных активов, чтобы обеспечить коммерческий учет электроэнергии.

Подробнее: пошаговая инструкция по заполнению годового отчета о закупках у МСП по 223-ФЗ

Скачать постановление Правительства РФ № 1946 от 31.10.2022 из КонсультантПлюс01.03.2023

Изменили перечень квотируемой продукции по постановлению Правительства РФ № 2013 от 03.12.2020.

Подробнее:

  • минимальная доля закупок российских товаров;
  • квотирование закупок российских товаров.

Скачать постановление Правительства РФ № 318 от 28.02.2023 из КонсультантПлюс01.04.2023

По новым правилам публикуют в ЕИС, но без размещения на официальном сайте процедуры, которые проводят по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Основания для таких процедур установят в специальных актах правительства.

Также придется выкладывать информацию о заключении и исполнении договоров по итогам таких процедур.

Скачать Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022 из КонсультантПлюсСкачать постановление Правительства РФ № 2359 от 20.12.2022 из КонсультантПлюс

Заработали правила, которые закрепляют:

  • какая информация и документы не публикуются на официальном сайте ЕИС;
  • как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений.

А вот какие изменения произошли в 223-ФЗ в работе с Положением о закупках: раздел этого документа, в котором указан список взаимозависимых лиц, публикуется в ЕИС отдельно от других разделов закупочного положения.

Скачать постановление Правительства РФ № 1946 от 31.10.2022 из КонсультантПлюс

В реестр договоров включают больше сведений, если проводятся конкурентные процедуры среди МСП. Если по условиям процедуры исполнение договора обеспечивается, то приводят сведения об этом.

Если исполнение договора участник обеспечивает независимой гарантией, то указывают информацию о прекращении обязательств участника по такой гарантии, информацию и документы о требованиях по ней.

Информацию о независимой гарантии, которая выдана участнику из числа МСП, проверяют в специальном реестре. А участникам рекомендуем убедиться, что ее в этот реестр включили.

Возникает вопрос: банковская или независимая гарантия по 223-ФЗ в 2023 году должна быть в реестре — в абз. 1 ч. 31 ст. 3.4 223-ФЗ речь идет только о независимой гарантии, которая предоставляется для обеспечения договора в рамках закупок с ограничениями для МСП. Получается, что требование о включении в реестр не всегда распространяется на банковские гарантии, которые предоставляются в обычных закупках.

Скачать Федеральный закон № 109-ФЗ от 16.04.2022 из КонсультантПлюс

Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика

Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчик по 223-ФЗ указывает НМЦД, начальную стоимость заказа в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:

Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:

  • анализ рынка. Этот метод используют для обоснования стоимости большинства товаров и услуг;
  • проектно-сметный метод обоснования начальной максимальной цены по закону № 223, который применяют при подготовке документации на строительные (проектные) работы;
  • тарифный. Его используют для определения суммы договора с поставщиками коммунальных услуг (монополии, ЖКХ и т. п.).

Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования цены по 223-ФЗ в положении. Например:

  • затратный метод, где калькуляция равна сумме всех затрат. Актуален для высокотехнологичных разработок;
  • коэффициентный, когда сумма покупки определяется как объем потребностей за прошлый год, помноженный на коэффициент роста производства, что актуально при обосновании стоимости поставки сырья;
  • индексный, когда максимальная стоимость договора равна предыдущей цене закупки, помноженной на индекс инфляции. Такой метод удобен при стабильных объемах закупок, которые идут из года в год: например, ежегодная покупка расходных материалов для обучающихся.

Шаг 2. Привести порядок определения формулы цены и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по закону № 44. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из Указания Банка России от 08.12.2021 № 6007-У. Также понадобится специальная формула, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:

Шаг 3. Закрепить, каким способом заказчики по 223-ФЗ определяют НМЦД в локальном положении. Отдельно прописать методологию определения цены для каждого способа и привести формулы расчета.

Шаг 4. Внести информацию об итогах расчёта в план закупок (пп. 8 п. 1 требований к форме плана, утв. постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012).

Шаг 5. Включить данные о калькуляции в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».

Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа. Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по закону № 223 в этом году:

  1. Уточните размер тарифов у поставщика ресурсов.
  2. Используйте тарифный метод обоснования стоимости. Вот пример формулы для расчета цены по 223-ФЗ этим методом:

Уточняем, нужно ли в документации о конкурентной закупке по закону 223-ФЗ указать порядок определения НМЦ: расчёт включают в документацию в связи с требованиями п. 7 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ.

Закон разъясняет, допускается ли указать ориентировочную цену по закону № 223: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.

Для закупок у единственного поставщика заказчики чаще всего в положении о закупке прописывают, что обосновывать начальную (максимальную) цену договора с единственным поставщиком в рамках закона № 223 не требуется.

Но есть и те, кто прописывает специальный порядок такого обоснования.

Правовая особенность договора и его содержания

Имущественный (гражданско-правовой) оборот в качестве юридического выражения денежно-товарных, экономических рыночных связей складывается из многочисленных определенных актов присвоения и отчуждения имущества (товара), которые совершаются собственниками или другими законными владельцами.

Эти акты в большинстве случаев выражают согласованную волю владельцев товаров, оформленную и закрепленную в форме договоров. Поэтому договор гражданско-правового характера является основной, важнейшей правовой формой экономических отношений обмена.

Для отечественного рыночного хозяйства договор является одним из основных методов регулирования экономических взаимосвязей, поскольку его участники, являясь собственниками, по личному усмотрению определяют порядок и направления использования имущества, которое им принадлежит. Собственники в качестве товаропроизводителей самостоятельным образом организуют производство своей продукции (работ, услуг, товаров), а также ее сбыт, посредством заключения и исполнения с собственными контрагентами договоров, определяя тем самым содержание и характер составляющих экономический оборот отношений. Ведь в подавляющем большинстве случаев договорные условия формируются самими сторонами, отражая баланс их отдельных личностных интересов и учитывая определенную экономическую ситуацию.

Справочно: Стоимость составления договора.

Своим участникам гражданско-правовой договор дает возможность свободного согласования своих целей и интересов, а также определения необходимых действий по их достижению.

Наряду с тем данный договор придает результатам этого согласования юридическую силу, которая является общеобязательной для сторон, и при необходимости обеспечивает его принудительную реализацию.

Разумеется, договорное саморегулирования во всех случаях опирается на силу закону, допустившего его, то есть на силу государства (публичной власти). Но, как свидетельствует опыт истории, последняя не может произвольно исключать или допускать договор (а также товарно-денежный обмен, стоящий за ним) в отдельных сферах экономики, а также в целом в ней, при этом, не рискуя получить крайне негативные последствия экономического характера.

Таким образом , последние предопределяют рамки нужного вмешательства государства в хозяйственную общественную жизнь. Договор с этой точки зрения представляет собой экономико-правовую категорию, в которой акт товарообмена как экономическое содержание получает объективно нужное ему гражданско-правовое (юридическое) закрепление и оформление.

Основания отказаться от подписания государственного или муниципального контракта

Правоотношения по государственным и муниципальным заказам регламентируются законодательством РФ в сфере закупок. Закон предусматривает основания для заказчика на отказ от заключения договора по результатам торгов (пп. 9, 10 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…»). Эта возможность возникает у заказчика при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • к участникам торгов установлены требования, которым не соответствует рассматриваемый участник закупки;
  • предоставление участником закупки недостоверной информации с целью соответствия требованиям к участникам торгов;
  • в случаях, установленных п. 10 ст. 31, при закупке определенных лекарственных препаратов.

В иных случаях уклонение заказчика от подписания контракта с победителем торгов неправомерно.

Указанным выше законом предусмотрена ответственность за отказ от заключения договора (контракта) победителем торгов, а именно: ему не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, дополнительно он несет риск взыскания с него убытков свыше суммы, не покрытой таким обеспечением.

Какие требования предусмотрены к разным формам сделок

  1. Для устных сделок не предусмотрено специальных требований. Устный договор вы можете заключить и очно, и посредством средств связи, главное — однозначно согласовать все его существенные условия, чтобы предотвратить споры об условиях или заключенности договора.
  2. Простая письменная форма сделки требует, чтобы составленный документ был подписан уполномоченными лицами, которые совершают сделку, и выражал ее содержание. Так, доверенность должна содержать указание на наделение одного лица полномочиями по представлению интересов другого лица или группы лиц (п. 1 ст. 160 ГК РФ). К письменной форме сделки установлены и другие требования, которые зависят от того, каким способом вы ее совершаете. Например, при совершении сделки с помощью электронных и иных техсредств письменная форма считается соблюденной, если эти средства позволяют воспроизвести на материальном носителе содержание сделки в неизменном виде. При этом сделка считается подписанной, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить выразившее волю лицо. Специальный способ определения такого лица может быть предусмотрен законом (иными правовыми актами) и соглашением сторон (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Дополнительные требования, например определенный бланк или скрепление печатью, могут устанавливаться законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
  3. Нотариальная форма сделки требует от вас представить документ на удостоверение нотариусу. Тот проверит в установленном законодательством о нотариате порядке законность сделки, в том числе наличие у каждой из сторон права на ее совершение (п. 1 ст. 163 ГК РФ).


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *