Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах
Юридические науки
Серякова Ирина Николаевна
Ключевые слова: ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ; ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ; ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; EXECUTION OF SENTENCES IN THE FORM OF IMPRISONMENT; CORRECTIONAL INSTITUTIONS; PRISONERS; PENAL LEGISLATION; PENAL SYSTEM.
Вопросы исполнения наказаний, совершенствования уголовно-исполнительного законодательства являются сегодня одними из важнейших направлений современной уголовно-исполнительной политики. Это обусловливает необходимость научного изучения и осмысления проблем исполнения уголовных наказаний в условиях осуществления государственно-правовых, политических, экономических и иных преобразований.
Существует множество вопросов, связанных с пониманием сущности, механизма реализации, целей и содержания наказания. В своем исследовании А.Л. Санташов рассматривает соотношение целей наказания, целей уголовно-исполнительного законодательства и основных средств исправления, а также обосновывает необходимость и целесообразность их унификации в родственных отраслях законодательства криминального цикла [1].
Вопросы законодательного регулирования и практики исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в современных условиях затрагивают Дворянсков И.В. и Злотников С.А. [2] Авторы рассматривают проблемы применения основных средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения и предупреждения рецидивной преступности, в частности предлагают пути повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы.
Янчук И.А. поднимает вопрос о совершенствовании ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), в которой закреплены виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказание. Автор анализирует статью с учетом положений уголовного закона, указывает на необходимость приведения ее в соответствие с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. [3]
Ряд авторов обращаются к вопросу применения поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении осужденных к лишению свободы. Прогрессивную систему исполнения наказаний исследует Д.А. Фомичев. [4] Автор обозначает основные проблемы прогрессивной системы исполнения наказания в виде лишения свободы, а также предлагает меры по их преодолению, исследует основания перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое. Применение дисциплинарных взысканий также отражено в статье Чернышенко Е.В. [5]
Одним из методов повышения эффективности уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выступает сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства, в том числе законодательства стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Зарубежный опыт в части поощрения осужденных к лишению свободы и порядке их применения в странах СНГ представлен в статье Потапова А.М. и Лепщикова А.Н. [6] Авторы исследуют меры поощрения осужденных к лишению свободы и механизм их применения в уголовно-исполнительном законодательстве Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы и других стран СНГ, формулируют выводы о тенденциях развития рассматриваемого правового института, его взаимосвязи с другими поощрительными нормами, предлагают варианты совершенствования отечественного уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения.
В своем исследовании Белова С.Н. и Волкова В.В. анализируют правовую природу отношений привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду и обращают особое внимание на необходимость устранения коллизий, которые возникают в результате регулирования данного процесса нормами трудового и исполнительного законодательства [7].
Особого внимания заслуживают публикации, отражающие особенности организации исполнения наказаний с различными категориями осужденных. Например, по мнению Латышевой Л.А. [8], одним из ключевых направлений ресоциализации осужденных женщин является восстановление, укрепление и развитие социально полезных связей и контактов с внешним миром. Автор выделяет ряд существующих проблем, препятствующих поддержанию и укреплению социальных связей осужденных с семьей, детьми в условиях изоляции исправительных учреждений и в постпенитенциарный период, обращает внимание на трудности установления социальных контактов исправительных учреждений с общественными институтами при реализации таких средств исправления, как воспитательная работа, профессиональная подготовка, общественно полезный труд. В статье также проводится анализ нормативно-правовой базы и даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в данной сфере.
Особенности исполнения наказаний в воспитательных колониях как стадии реализации уголовной ответственности рассматривает в своей статье Лукьянчук Е.О. [9] По результатам проведенного исследования автором установлено, что особенности стадии реализации уголовной ответственности при исполнении наказания в воспитательных колониях раскрываются в следующем: обязанность лица претерпевать ограничения социального статуса в связи с совершенным виновным преступлением обусловлена пределами назначенного судом наказания; исполнение наказания обеспечено требованиями раздельного содержания осужденных и положениями о режиме в исправительных учреждениях; применение основных средств исправления осужденных способствует формированию уважительного отношения к объектам, находящимся под уголовно-правовой охраной; наряду с неотвратимостью наступления судимости лица, отбывающие наказания, несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан Российской Федерации.
Вопросы оказания юридической помощи отбывающим наказание в виде лишения свободы затрагивает в своей публикации Попович М.М. [10] В своей статье она анализирует понятие иных лиц, имеющих право на свидание для оказания юридической помощи в соответствии со ст. 89 УИК РФ. Исходя из отраслевой принадлежности тех правоотношений, по которым оказывается юридическая помощь, автор рассматривает требования, предъявляемые к доверенности, удостоверяемой начальником исправительного учреждения.
Ряд публикаций посвящены обеспечению безопасности в местах лишения свободы. В статье Чернышенко Е.В. [11] приводятся основные меры по обеспечению пенитенциарной безопасности, позволяющие предупредить распространение запрещенных предметов, а также привлечь к ответственности виновных в случае обнаружения таких предметов в СИЗО и исправительных учреждениях. По мнению Шабанова В.Б., Санташова А.Л., Лукьянович А.Л. [12] приоритетный характер в период исполнения наказания в виде лишения свободы приобретают проблемы обеспечения безопасности личности осужденных. Особое внимание авторы уделяют факторам, обуславливающим обеспечение безопасности осужденных в исправительных учреждениях, приводят их классификацию.
Проблемы противодействия групповой преступности в исправительных учреждениях рассматривает Дечкин О.М., указывая, что наиболее эффективным направлением работы с преступными группами является противодействие, в рамках которого проводится комплекс оперативно-розыскных, режимных, профилактических и иных мероприятий, которые должны быть направлены, прежде всего, на выявление организаторов преступных групп, своевременную изоляцию их от общей массы осужденных, а также дальнейшее привлечение их к ответственности. [13]
Одним из важнейших институтов, стимулирующих правопослушное поведение осужденных к лишению свободы, является условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Анализ действующего законодательства, регламентирующего условно-досрочное освобождение осужденных женщин, имеющих малолетних детей анализирует в своей статье Онищенко И.С. [14]. Исследователь обращает внимание на то, что критерии данного вида освобождения указаны в законодательстве недостаточно четко, не учитывается специфика оценки степени исправления женщин, в том числе имеющих малолетних детей, при принятии решения об условно-досрочном освобождении. На основании этого делается вывод о необходимости дополнительной правовой регламентации. Автором предлагаются рекомендации по повышению эффективности применения условно-досрочного освобождения в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, в частности для оценки степени исправления осужденной требуется введение дополнительных критериев для условно-досрочного освобождения, например, ее отношение к состоянию своего здоровья, к ребенку.
Представленные в данной статье научные разработки будут полезны как для исследователей данной проблематики, так и для студентов и аспирантов, обучающихся по дисциплинам юридического профиля.
Особенности нахождения осужденных в колонии-поселении
Места для отбывания наказания осужденных лиц различны в соответствии со строгостью и характером средств воздействия на них. Порядок отбывания наказания также разный для разных лиц. Это обусловлено степенью опасности каждого преступника и совершенным преступлением.
Ст. 74 УИК РФ классифицирует исправительные колонии на поселения, исправительные колонии, для которых предусмотрен общий, строгий и особый режим. Также одна исправительная колония может иметь несколько изолированных участков с разными типами режима.
В колонии для поселения раздельно помещаются лица, которые:
- осуждены за преступное деяние, совершенное по неосторожности (до этого ни разу не были лишены свободы);
- в первый раз осуждаются за умышленные преступные деяния небольшой или средней тяжести;
- осуждены за преступное деяние, совершаемое по неосторожности (до этого уже находились в местах лишения свободы);
- характеризуются положительным образом и был осуществлен их перевод из колонии общего (строгого) режима по положениям ст. 78 УИК РФ.
При этом лица, которые указаны в первом и втором пункте, в первый раз лишенные свободы, должны отбывать наказание в отдельности от тех, кто уже ранее отбывал лишение свободы (третий и четвертый пункт).
Во колонии-поселении граждане должны отбывать срок лишения свободы в одинаковых условиях. Тем не менее, для лиц, которые преступили закон по неосторожности (те, кто в первый раз осуждается за предумышленное преступное деяние небольшой или средней тяжести), такая колония представляет собой средство предупредить новые преступления. Для тех же, кто переведен из учреждений общего и строгого режима она является средством адаптации к условиям свободы, которую осужденный будет иметь после того, как освободится из мест лишения свободы.
В каждом поселении в виде колонии могут содержаться лица как мужского, так и женского пола, при условии достижения их совершеннолетия. Лишь лица, которые осуждены и преступили закон в соучастии, как правило, не должны быть направлены для проживания в одно и то же поселение (ч. 3 ст. 128 УИК РФ).
Условия содержания в колониях-поселениях предусматривают:
- содержание осужденных без охраны, но под контролем администрации;
- использование права свободного передвижения в пределах поселения от подъема до отбоя;
- передвижение с разрешения администрации без надзора вне территории, но не покидая пределы определенного муниципального образования, где расположено поселение, в случае необходимости (например, работа или обучение);
- право носить гражданскую одежду;
- право иметь ценные вещи и деньги, с их использованием без ограничения;
- возможность получения посылок, передач и бандеролей;
- свидания без ограничения.
Лица, которые отбывают наказание в колониях-поселениях, проживают в основном в специальных общежитиях, а лица, которые не нарушают установленный порядок и имеют семьи, в соответствии с постановлением начальника учреждения, проживают с семьей на арендованной (собственной) площади, которая находится в пределах колонии-поселения (муниципального образования, где она располагается). Последний случай предусматривает появление осужденного 4 раза в месяц для регистрации.
Жилые помещения, где живут осужденные, в том числе с семьями, в любой момент может посетить представитель администрации для того, чтобы контролировать соблюдение режима.
Трудовые отношения осужденных регулирует законодательство о труде, исключая правила приема на работу, увольнение и перевод на другую работу. Для осужденных предусмотрено право заочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, которые находятся в рамках территории административного образования.
На то время, пока осужденный отбывает наказание в колонии-поселении, ему должен быть выдан документ установленного образца, призванный удостоверять его личность. Хранение паспорта и других личных документов таких лиц производится с помощью их личных дел, а выдача осуществляется по освобождению, включая соответствующее подтверждение с основанием освобождения от наказания.
Отбывание наказания в тюрьмах и воспитательных колониях
Тюрьму можно отнести к важнейшему типу исправительных учреждений, которые используются с целью содержания самых опасных преступников. Такие лица нуждаются более суровой кары за совершенные деяния, не поддаются исправлению в других исправительных учреждениях. Потребность достижения этих целей обусловлена основаниями направления лиц для отбывания назначенных типов наказания в тюрьмы.
Уголовный Кодекс предусматривает для мужчин, осужденных к лишению свободы на срок более 5 лет за особо тяжкое преступление или при наличии особо опасного рецидива, назначение отбывания только части срока наказания в тюрьме. Срок, который назначен в соответствии с приговором суда для отбывания в тюрьме, рассчитывают с того дня, когда осужденный прибыл в тюрьму.
При условии отсутствия мер взыскания в период пребывания в следственном изоляторе (например, водворение в карцер), срок нахождения в условиях строгого режима рассчитывается с того дня, когда лицо заключили под стражу.
Уголовно-исполнительным законодательством был дополнен список осужденных, которые могут отбывать наказание в тюрьмах. В их число входят лица, которые были переведены в тюрьму (до 3 лет) и являются злостными нарушителями в общих, строгих и особых условиях исправительной колонии.
Помимо этого, в тюрьмы заключают тех осужденных, которые раньше не отбывали срок или которым отбывание срока назначено в общем режиме исправительной колонии. Для этого необходимо их согласие на выполнение работ в сфере хозяйственного обслуживания.
Для тюрем характерен строгий и общий режим. В условиях первого из них содержатся лица, которые: а) направлены с целью отбывания наказания в соответствии с судебным приговором; б) переведены из исправительных колоний с общим, строгим и особым режимом; в) являются злостными нарушителями и переведены с общих условий.
Запрещено содержать в заключении на строгом режиме тех лиц, которые имеют инвалидность I или II группы.
Те лица, которых оставляют с целью выполнения работ в сфере хозяйственного обслуживания, должны содержаться в тюрьмах на режимах, которые соответствуют типу исправительного учреждения, где они должны были отбывать назначенное судебное наказание.
В случае отбытия от 1 года срока наказания в условиях строгого режима, осужденных лиц могут перевести в условия общего режима. Те, кто отбывает наказание в условиях общего режима, могут переводиться на условия строгого режима в случае их признания в качестве злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Повторный перевод осужденный в условия общего режима может допускаться только после того, как произошло отбытие ими не менее 1 года наказания в условиях строгого режима.
В тюрьме лица должны содержаться в запираемой общей камере. В некоторых ситуациях, если есть мотивированное постановление начальника тюрьмы и согласие прокурора, для осужденных может быть предусмотрена одиночная камера. Такие ситуации могут возникать по причине возникновения угрозы для жизни или причинения вреда здоровью осужденных, наличия ходатайства лица о его переводе в одиночную камеру и др.
По камерам осужденные лица размещаются в соответствии с требованиями раздельного содержания, которые формулирует ст. 80 УИК РФ. Помимо этого, в отдельности необходимо содержание осужденных, которые находятся в условиях общего и строгого режима. Изоляции от других и раздельному содержанию подлежат лица, которые переводятся из одного исправительного учреждения в другое, а также те, кто остается в тюрьмах с целью выполнения работ в области хозяйственного обслуживания.
Для сохранения здоровья и распорядка дня каждый день осуществляется покамерная прогулка осужденных на улице днем. Для этого оборудуется определенная часть тюремной территории. Длительность такой прогулки составляет при условиях общего режима 1,5 часа, строгого режима — 1 час.
Во время прогулки все лица должны в обязательном порядке выполнять установленные правила, а в случае их нарушения прогулку досрочно прекращают.
В форме таблицы разницу между общим и строгим режимом отбывания наказания в тюрьме отразим на рис. 4.
Существуют и воспитательные колонии, которые используются для отбывания наказания несовершеннолетними лицами. Такие учреждения в системе мест лишения свободы играют решающую роль, а их основная задача состоит в возвращении несовершеннолетних на путь право послушания, уважения установленного общественного порядка, интересов других лиц, государства.
Рисунок 4 . Различия между общим и строгим режимом исполнения наказаний в тюрьме
В воспитательной колонии исполнение наказания в виде лишения свободы предусматривает воспитание осужденных лиц, что отражает штатная численность сотрудников. Она составляет около 50 % средней годовой численности осужденных, а в обычных исправительных колониях эта цифра составляет около 15-17%. Тем не менее, такие учреждения не предусматривают исключение из арсенала воспитательных средств кары в качестве средства воздействия на лиц, которые осуждены за предумышленные тяжкие и особо тяжкие преступные действия, а также на тех, кто не поддается исправлению при исполнении наказания.