Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Новости - В каких случаях можно проводить открытый конкурс по 44 фз

В каких случаях можно проводить открытый конкурс по 44 фз


в каких случаях можно проводить открытый конкурс по 44 фз

В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:

  1. Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
  2. Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
  3. Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Contents:

Подготовка извещения и закупочной документации

В ст. 54.1 – 54.7 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными .

Как определяют победителя по 44-ФЗ

Собрали в таблице способов закупок по 44-ФЗ все конкурентные формы определения поставщика:

ПроцедурыПодвидОписаниеПобедительКонкурсОткрытый в электронной форме.

Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).

Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.

Закрытый в бумажной форме.

Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР. Читайте: новые правила в закрытых электронных процедурах

Закрытый в электронной форме.

Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.

АукционОткрытый в электронной форме.Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается правительством РФ — в Распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках.Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.Закрытый.

Закрытый аукцион проводят для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждены специализированные площадки для проведения торгов — АСТ «ГОЗ», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП».

Электронный запрос котировок

Участники этой формы закупки по 44-ФЗ — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):

  • НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
  • годовой объем таких процедур не превышает 20% от СГОЗ или прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем госзакупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.

Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема:

  • если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
  • если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

Тот, кто предложит самую низкую цену.

Мы привели сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице: ключевое отличие — порядок определения победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок исполнителя определяют по цене. Для конкурсных процедур важнее предложенные условия, цена имеет второстепенное значение.

Отличие открытого конкурса в электронной форме от остальных процедур

Если взять электронный аукцион или запрос котировок, то здесь главным критерием будет цена. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. А при проведении конкурса или запроса предложений цена будет играть второстепенную роль.

Например, заказчику нужно провести важную дорогостоящую закупку. Чтобы реализовать ее по максимуму, он решает организовать открытый конкурс в электронной форме. В закупочной документации он прописывает необходимые критерии, которым должны соответствовать участники. При этом на критерий квалификации претендента он отводит 70%, а цене – всего лишь 30%. Процентную величину заказчик устанавливает в соответствии с ПП РФ №1085 от 28.11.2013 г. Более значимому для заказчика критерию присваивается большая величина.

Критериев может быть и три, и четыре, и пять. Все зависит от сложности процедуры и желания заказчика. Но чем больше критериев, тем легче потом запутаться в подсчетах.

Заявка получает определенное количество баллов по итогу рассмотрения и оценки заявок. То есть победителем может стать не тот участник, который предложил наименьшую цену, а тот, кто набрал больше баллов.

Шаг 4. Рассмотрение вторых частей заявок

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиям и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы по п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

С 01.01.2022 появятся новые основания для отклонения компаний:

  • участник является представителем недружественного государства;
  • несоответствие обеспечения требованиям 44-ФЗ и постановления правительства РФ от 08.11.2013 № 1005;
  • наличие во второй части заявки указания цены контракта (если закупка без объема).

Как проходит открытый конкурс по 44‑ФЗ

Шаг 1. Публикация извещения об электронном конкурсе

Заказчик начинает организацию конкурса по 44‑ФЗ с публикации извещения в ЕИС. Его размещают не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42 44‑ФЗ). Конкурсная документация не обязательна, но заказчик может ее опубликовать, чтобы предоставить участникам больше информации о тендере.

Извещение состоит из 2 частей (ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. «Структурированной» информации — ее заполняют с помощью функционала ЕИС. Это сведения о заказчике и самом заказе. В извещении обязательно указывают информационный код закупки (ИКЗ), торговую площадку, НМЦК, условия обеспечения заявки, контракта, гарантийных обязательств, сроки подачи и рассмотрения заявок. Кроме того, заказчик расписывает критерии оценки заявок на конкурс и их значимость, преимущества по тендеру и условия применения национального режима по ст. 14 44‑ФЗ. Здесь же устанавливают требования к участникам — единые по ч. 1 ст. 31 44‑ФЗ, дополнительные по ч. 2, 2.1 ст. 31 44‑ФЗ, об отсутствии в РНП по ч. 1.1 ст. 31 44‑ФЗ. Подробности — в статье «Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ».
  2. Сведений и документов, которые приложены к извещению. Например, техническое задание, смета на строительство, дефектовочная ведомость для проведения работ. В приложениях к извещению содержатся подробности по заказу: описание объекта закупки, объемы товаров, работ, услуг, требуемые характеристики, плановые сроки поставки, условия по гарантии и др.

Критерии оценки в электронном конкурсе

Критерии оценки заявок заказчик прописывает в извещении, а порядок рассмотрения и оценки заявок — в отдельном файле, который прикладывает к извещению. По правилам должно быть минимум 2 критерия оценки, один из которых — это цена госконтракта (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ).

Всего есть 4 критерия оценки заявок (ч. 1 ст. 32 44‑ФЗ, подп. «а» п. 7 Положения из ПП от 31.12.2021 № 2604):

  • цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (расходы);
  • квалификация участников;
  • характеристики объекта закупки.

Для некоторых из них заказчик может установить показатели оценки — чтобы в рамках одного критерия оценить несколько характеристик по объекту заказа или участнику закупки.

Для каждого критерия оценки заказчик определяет значимость. Сумма величин значимости всех критериев — 100% (ч. 5 ст. 32 44‑ФЗ). Кроме того, заказчик прописывает и значимость показателя оценки (если они есть). Сумма величин значимости применяемых показателей оценки также должна быть 100%. А если есть детализирующие показатели, значимость устанавливают и для них.

Если заказчик использовал непредусмотренные критерии оценки или показатели их значимости, участник может подать иск, и закупку признают недействительной (ч. 9 ст. 32 44‑ФЗ).

Помощь экспертов на любом этапе участия в закупке

Оставить заявку

Шаг 2. Разъяснение условий извещения

Если участнику непонятны условия извещения или какие‑то его положения кажутся некорректными, не стоит сразу жаловаться в ФАС. Сначала можно подать запрос на разъяснение извещения и документов тендера через электронную площадку, где проводится закупка (ч. 5 ст. 42 44‑ФЗ). При подаче запроса учитывайте ограничения:

  • в одном тендере можно подать не больше 3 запросов;
  • предельный срок отправки запроса — не позднее 3 дней до окончания срока подачи заявок.

Запрос от поставщика заказчику направит оператор электронной площадки. Заказчик должен подготовить разъяснение в течение 2 дней со следующего дня после получения запроса. Ответ поставщику формируют и размещают через ЕИС, подписав электронной подписью заказчика.

Заказчику нельзя указывать в разъяснениях участника, от которого поступил запрос. В ответе описывают предмет запроса и поясняют спорные моменты. Такие разъяснения не должны менять суть извещения.

Шаг 3. Подача заявок на участие в конкурсе

Чтобы поучаствовать в открытом конкурсе, поставщику необходимо составить заявку в соответствии с требованиями извещения и направить ее оператору ЭТП (п. 1 ч. 6 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ).

Требования к заявке на участие в электронном конкурсе по 44‑ФЗ прописаны в ч. 1, 2 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ. Если заказчик предъявляет другие требования, он нарушает закон о закупках. В таком случае участник может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ч. 3 ст. 43, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ).

Заявка на конкурс в электронной форме состоит из 3 частей, которые подают одновременно (ч. 1, 2 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ). Срок подачи всех 3 частей заявок указан в извещении на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ. Там же прописана дата и время окончания подачи предложений от поставщиков. Подать заявку на конкурс могут только поставщики, зарегистрированные в ЕИС.

Все части заявки на конкурс в электронной форме нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и направить оператору торговой площадки. Если в извещении есть требование об обеспечении заявки, нужно внести деньги на спецсчет или оформить независимую гарантию. Способ обеспечения выбирает сам участник (п. 1 ст. 44 44‑ФЗ). После этого оператор отправит поставщику уведомление о том, что его заявке присвоили идентификационный номер или же ее вернули за нарушения. Причины отклонения заявки также укажут в сообщении (пп. 5, 8 ч. 6 ст. 43 44‑ФЗ).

Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

В первую часть заявки включают (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Предложение по критериям, которые указаны в извещении (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 44‑ФЗ). Здесь участник описывает качественные, функциональные и экологические характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг. Но если в заявке такого предложения нет, отказать ее не могут: участника должны допустить к тендеру, но он получит минимальное количество баллов (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 44‑ФЗ).
  2. Для товаров (в. т. ч. тех, что нужны для выполнения работ, услуг): название страны‑изготовителя по ОКСМ, количество поставляемого товара, указание на его товарный знак. Кроме того, если есть необходимость, участник может включить в заявку фотографию, чертеж товара и другие сведения и документы (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 43 44‑ФЗ).

Если заказчик не устанавливал критерии оценки заявок для конкурса в электронном виде по 44‑ФЗ или же включил в описание объекта закупки проектную документацию или смету на капремонт, первую часть заявки не формируют (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ). А название страны‑изготовителя товаров для поставки указывают во второй части заявки.

Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

Во вторую часть заявки включают (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки, если этого требуют уставные документы. Подробности — в статье «Решение об одобрении крупной сделки: зачем нужно и как оформить».
  2. Декларацию о соответствии участника установленным требованиям.
  3. Реквизиты счета, куда будет поступать оплата за исполненный контракт или его этапы.
  4. Документы с подтверждением квалификации участника — если заказчик установил такой критерий оценки заявки. Но отсутствие таких документов — не основание для отклонения заявки.
  5. Документы с подтверждением соответствия товаров, работ, услуг различным законодательным требованиям — если заказчик установил такое требование.
  6. Документы с подтверждением соответствия нацрежиму — если заказчик установил такое требование. Если участник не предоставит нужные сведения, будет считаться, что он предлагает иностранные товары, работы, услуги.
  7. Разрешения, лицензии и другие документы, которые подтверждают право заниматься деятельностью, связанной с объектом закупки, — если заказчик установил такое требование.

Если участник не сформировал первую часть из‑за отсутствия критериев оценки, его заявка должна состоять из второй и третьей частей. В таком случае во вторую часть заявки на конкурс в электронной форме дополнительно включают (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ):

  • Название страны — изготовителя товара по ОКСМ.
  • Характеристики товара, его товарный знак. Но если в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, эту информацию указывать не надо.

Некоторые сведения в заявке автоматически формирует оператор ЭТП: регистрационные данные, информацию о преимуществах для участника. Устав, приказы о назначении директора, декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО, организации инвалидов или предприятия УИС прикладывать к заявке на конкурс не нужно.

Третья часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

Третья часть заявки — это предложение о цене контракта. А если заказчик проводит конкурс в электронной форме — предложение о сумме цен единиц товара, работы или услуги (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ).

Пока идет процедура конкурса по 44-ФЗ и время на подачу заявок не истекло, участник может улучшить свое предложение из третьей части. Новое предложение не должно быть нулевым и не должно совпадать или превышать предыдущее предложение. Если же предложенная цена будет ниже 0, тогда ее посчитают платой за заключение контракта (ч. 8 ст. 48 44-ФЗ).

Сервис для поиска закупок в один клик

Попробовать бесплатно

Шаг 4. Рассмотрение первых частей заявок

Заказчик определяет участников торгов путем рассмотрения заявок по конкурсу 44‑ФЗ. Комиссия заказчика рассматривает первые части заявок в течение 2 рабочих дней после окончания подачи:

  1. Члены комиссии рассматривают первые части, затем признают их соответствующими извещению или отклоняют.
  2. Допущенные заявки — их первые части — оценивают по критериям «Расходы» и «Характеристики объекта закупки» (если их устанавливали).
  3. Заказчик формирует на площадке протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок. В таком протоколе указывают дату рассмотрения, номера заявок, информацию об их соответствии/несоответствии, присвоенные значения по каждому критерию оценки и другие сведения (ч. 6 ст. 48 44‑ФЗ). Протокол подписывают УКЭП всех членов комиссии и заказчика. Отменить или изменить этот протокол нельзя (письмо Минфина от 09.06.2022 № 24‑07‑07/54924).

Шаг 5. Рассмотрение вторых частей заявок

После первого этапа конкурса по 44‑ФЗ оператор передает заказчику вторые части заявок, информацию и документы по пп. 2, 3 ч. 6 ст. 43 44‑ФЗ. В течение 2 рабочих дней после их получения комиссия (ч. 11 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Рассматривает вторые части заявок и документы.
  2. Признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет.
  3. Оценивает вторые части заявки по критерию «Квалификация», если его установили.
  4. Формирует протокол по вторым частям заявок. В нем указывает дату рассмотрения и оценки заявок по конкурсу 44‑ФЗ, информацию о допуске или отклонении заявки, присвоенные значения по критерию «Квалификация» и другие сведения (ч. 13 ст. 48 44‑ФЗ). Если конкурс признали несостоявшимся, об этом также пишет в протоколе (п. 2, 4 ч. 1 ст. 52 44‑ФЗ).
  5. Подписывает протокол УКЭП — это должны сделать все члены комиссии и сам заказчик. Подписанный протокол направляет оператору ЭТП. Этот документ также нельзя отменить или скорректировать.

Заявку участника на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ могут отклонить строго в определенных случаях (ч. 12 ст. 48 44‑ФЗ). К примеру, если она не соответствует требованиям извещения, участник не предоставил нужную информацию или подал искаженные сведения. За неправомерное отклонение заявки поставщик может подать жалобу в ФАС.

Закупки без торгов и тендеры в одной программе

Оставить заявку

Шаг 6. Подача ценовых предложений о снижении цены контракта

Если после рассмотрения первых частей заявку заказчика допустили к конкурсу, он может подать одно ценовое предложение о снижении цены контракта. Оператор уведомляет участников о лучшем ценовом предложении на текущий момент, поэтому если поставщик посчитает целесообразным, он может снизить цену еще больше.

Предложения участника должно быть ниже цены, указанной в третьей части заявки, и не может равняться 0. Если поставщик не направил предложение о цене, окончательным посчитают цену из третьей части заявки (ч. 8, 9 ст. 48 44‑ФЗ).

Если заказчик не установил критерии оценки или в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, ценовые предложения не подают (ч. 19 ст. 18 44‑ФЗ).

Шаг 7. Подведение итогов конкурса

Заказчик подводит итоги конкурса на следующий день после получения предложений о снижении цены от участников и протокола подачи таких предложений. На подведение итогов отводят только 1 рабочий день (ч. 15 ст. 48 44-ФЗ).

Победителем открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ становится участник, который набрал больше баллов, а его заявке присвоили первый номер.

Если в нескольких заявках на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присвоят той, которая поступила раньше.

Рассмотрев все предложения, заказчик формирует протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ. В протоколе указывают, кто из участников соответствует условиям тендера, какие значения и порядковые номера комиссия присвоила по критериям оценки заявок и кто победил в конкурсе (ч. 17 ст. 48 44‑ФЗ).

Протокол подписывают УКЭП как члены комиссии, так и сам заказчик. Затем итоговый протокол публикуют в ЕИС.

Сервис для поиска закупок на всех ЭТП и электронных магазинах

Оставить заявку

Шаг 8. Запрос на разъяснение результатов конкурса

Если после размещения итогового протокола участник не согласен с результатами конкурса, он может направить запрос о даче разъяснений по своей заявке через ЭТП. Запрос надо отправить не позднее даты заключения контракта.

Заказчик обязан разъяснить информацию из протокола в течение 2 рабочих дней после поступления запроса от поставщика. Ответ формируют через оператора торговой площадки (ч. 18 ст. 48 44‑ФЗ).

Шаг 9. Заключение контракта с победителем

Контракт с победителем заключают не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола по конкурсу в электронном виде по 44‑ФЗ (ч. 1 ст. 51 44‑ФЗ). Стандартная процедура заключения контракта по результатам конкурса по 44‑ФЗ такова:

  1. Заказчик присылает участнику проект контракта на электронную площадку — в течение 2 рабочих дней с даты публикации протокола.
  2. Участник проверяет проект. Если все правильно, поставщик загружает на торговую площадку документ с подтверждением того, что внес обеспечение исполнения контракта (если заказчик требует обеспечить обязательства).
  3. Поставщик подписывает контракт своей УКЭП и публикует вместе с подтверждением обеспечения — на электронной площадке и в ЕИС. Так он фактически отправит контракт заказчику. На это у победителя есть 5 рабочих дней со следующего дня после получения проекта от заказчика.
  4. Заказчик еще раз проверяет и подписывает контракт.
  5. Как только заказчик подпишет контракт и разместит в ЕИС и на площадке, поставщику придет уведомление от оператора ЭТП. С этого дня контракт считается заключенным.

Оператор может брать оплату с победителя открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ (ч. 4 ст. 24.1 44‑ФЗ). Причем плату могут взимать даже с участника, который уклонился от госконтракта. У каждой площадки свои правила и тарифы.

Госзакупки и коммерческие тендеры в одной программе

Оставить заявку

Сроки, особенности проведения и нюансы участия в открытом конкурсе

Опытные поставщики помнят, что заказчики получили право проводить открытый конкурс в электронной форме с июля 2020 года. То есть провести конкурс в «бумажном» виде или в электронном – решал сам заказчик. Оба эти варианта не были братьями-близнецами: они отличались по срокам, содержанию заявки, количеству протоколов (четыре вместо одного). Появился новый этап – переторжка (участники могли понизить свое ценовое предложение).

С 1 января 2021 года проведение всех закупок в электронном виде стало обязательным.

Как определить поставщика по 223-ФЗ

Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. Заказчики обязательно закрепляют в положении 4 способа определения поставщика:

  • электронный аукцион;
  • конкурс;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок по 223-ФЗ.

В процедурах с ограничениями для МСП другие процедуры заказчик не имеет права проводить.

В остальных тендерах заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Рассмотрение вторых частей заявок

Чтобы правильно подготовить вторую часть заявки, участник должен собрать необходимый список документов, который указан в ч.6 ст.54.4 44-ФЗ. То есть в состав второй части заявки должны входить:

  • наименование участника, адрес, телефон, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа;
  • документальное подтверждение соответствия продукции нормам законодательства РФ (копии);
  • декларация о соответствии единым требованиям в соответствии со ст.31 44-ФЗ;
  • документальное подтверждение на право получения преимуществ (например, для представителей малого бизнеса);
  • документальное подтверждение соответствия продукции положениям ст.14 44-ФЗ о национальном режиме (если данное требование указано в конкурсной документации);
  • документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).

После оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – 1 рабочий день при НМЦ контракта до 1 млн. руб. и 3 рабочих дня при НМЦК более 1 млн. руб. (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Результат рассмотрения и оценки специалисты заказчика вносят в протокол (ч.7 ст.54.7 44-ФЗ):

  • сведения о каждом претенденте на контракт;
  • информация о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поступивших в рамках электронной процедуры по 44-ФЗ;
  • какими критериями руководствовалась комиссия при анализе предложений потенциальных исполнителей;
  • соответствует/не соответствует кандидат установленным в конкурсной документации требованиям (ч.3 ст. 54.7 44-ФЗ).

Предложение участника отклоняется комиссией за нарушение положений закона о контрактной системе. Участника дисквалифицируют за:

  • не предоставление или предоставление ложной информации и документов (п.1 – 3, 7 ч.6 ст.54.4 44-ФЗ);
  • несоответствие установленным в конкурсной документации требованиям (ч.1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставление заказчику документов согласно п.5 ч.6 ст.54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст.14 44-ФЗ о национальном режиме.

Что делать, если торги не состоялись

В ст. 52 разъясняется, что делать, если аукцион не состоялся и не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, — такой же порядок действий для электронного конкурса (ч. 2 ст. 52 44-ФЗ).

Приведем пошаговую инструкцию.

Шаг 1. В течение 1 часа после окончания подачи заявок оператор направляет заказчику заявку (все их части), информацию и документы от поставщиков (п. 2, 3, 9 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).

Шаг 2. В п. 2 ч. 2 ст. 52 определено, через сколько рабочих дней контролер рассмотрит проект контракта после несостоявшейся закупки — в течение 2 рабочих дней со следующего дня после окончания подачи запросов, но не позднее даты подведения итогов по извещению. В течение этих двух дней:

  1. Члены комиссии рассматривают информацию и документы от оператора и принимают решение о соответствии или отклонении предложения поставщика. Основания для электронного конкурса — ч. 5, 12 ст. 48 Федеральной контрактной системы. Основания для электронного аукциона — п. 1–8 ч. 12 ст. 48 ФКС.
  2. Заказчик формирует итоговой протокол на электронной площадке.
  3. Каждый участник комиссии подписывает итоговый протокол своей усиленной электронной подписью. После подписания всеми членами комиссии протокол подписывает заказчик своей усиленной электронной подписью.
  4. После подписания протокола заказчик направляет его оператору электронной площадки.
  5. Оператор в течение 1 часа после получения протокола размещает его в ЕИС и публикует информацию в соответствии с пп. «а», «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 ФКС (ч. 16 ст. 48 ФКС).

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Если заказчик проводил электронный конкурс и он не состоялся из-за подачи всего лишь одного предложения, то проводить анализ по критериям оценки предложений не надо.

Участник торгов вправе направить запрос по итоговому протоколу после его размещения в ЕИС.

Шаг 3. Теперь у заказчика есть возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если аукцион не состоялся в 2024 году — по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы. Причем вы вправе заключить госконтракт как с единственным участником торгов, если его предложение соответствует условиям извещения, так и с любым другим единственным поставщиком, даже если он не участвовал в торгах.

Кроме того, заказчик вправе провести новую закупку: после признания закупки несостоявшейся, когда можно повторно закупать товар, в статье 52 конкретно не указано (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ). Но вы вправе проводить повторные торги в сроки, предусмотренные Федеральной контрактной системой. Если вносить изменения в план-график не потребуется, то объявляйте новую процедуру хоть в этот же день. Если все же вносили изменения в план-график, то придется подождать один день и потом размещать извещение в ЕИС (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:

  1. Проводится в течение 3-х часов;
  2. Время назначается по часовому поясу заказчика;
  3. Один участник может снизить цену только 1 раз;
  4. Не обязательно улучшать свое предложение о цене;
  5. Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из предыдущего предложения.

По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.

Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию (согласно ст.54.3 44-ФЗ) готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по ОКЭФ.

Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч.1 и 5 ст.40 44-ФЗ).

Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация . Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении ОКЭФ и проект контракта (ч.1 и 2 ст.54.1, ч.3 ст.54.3 44-ФЗ). Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно . Заказчик публикует все эти документы в ЕИС за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

Извещение составляется в соответствии с нормами ст.54.2 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.

Заказчик может внести изменения в извещение за 5 дней до истечения времени подачи заявок. Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.

Определение потенциальных исполнителей

Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.1 ч.3 ст.54.2 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:

  1. ЕЭТП
  2. «РТС-тендер»
  3. «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
  4. «Электронные торговые системы»
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
  6. «Российский аукционный дом»
  7. «ТЭК-Торг»
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)

Претенденты на получение контракта одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в конкурсе и ценовое предложение (ч.2 и 3 ст.54.4 44-ФЗ). Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).

По истечении времени подачи заявок заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии , которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.6 и 7 ст.54.5 44-ФЗ).

Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.7 и 8 ст.54.7 44-ФЗ).

Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.

Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.10 и 11 ст.54.7 44-ФЗ).

Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.

Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения мероприятия за предоставление им ложной информации (ч.5 ст.54.7 44-ФЗ). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации (п.3 ч.6 ст.54.5, п.3 ч.7, п.2 и 4 ч.12 ст.54.7 44-ФЗ).

Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений . Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 5 дней .

У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.

Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее 5 дней до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 рабочих дней.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *