В чем заключается работа менеджера по продажам автозапчастей на сто
Точно описать, как будет работать менеджер по продажам, сложно — в этой востребованной профессии много переменных:
- деятельность компании — B2Bот англ. business to business — «бизнес для бизнеса» или B2Cот англ. business to consumer — «бизнес для потребителя» ;
- сфера — то, что работает в IT, может плохо себя показать в e-commerce;
- продукт — товары или услуги продают по-разному;
- клиентская база — холодная или теплая.
От этого зависит, сколько времени будет уходить на сделки, какие техники пустят в ход продажники и что будут писать в скриптах.
B2B vs B2C
Некоторые этапы продаж в B2B и B2C совпадают — первый контакт, более близкое общение с клиентом, покупка. Однако масштаб, цикл сделки и целевая аудитория — разные.
Пример. Компания «Все для ремонта» торгует в розницу и оптом. В офлайн-магазин приходят покупатели, чтобы выбрать отделочные материалы и инструменты. Они руководствуются своими вкусами и быстро покупают, если товар устраивает. Это B2C-продажи.
У компании есть и офис продаж — там работает другая команда. Одному из менеджеров поступил крупный заказ — в соседний бизнес-центр переезжает IT-компания. Специалист обрабатывает заявку, выясняет, что нужно клиенту, и отправляет коммерческое предложение. Сотрудник IT-компании обещает вернуться через пару недель — ему нужно согласовать закупку с руководством. Это B2B-продажи.
В B2C продают товары или услуги напрямую тем, кто покупает для себя, — в продуктовом магазине, парикмахерской или на маркетплейсе. Время сделки разнится — от нескольких секунд до нескольких недель, — но оно, как правило, все равно меньше, чем в B2B.
В B2B менеджеры работают с совершенно другой аудиторией — представителями брендов. Масштабы продаж больше — речь об услугах для целых отделов и партиях товаров, которые будут перепродавать или использовать внутри компании. Такие сделки длятся от нескольких месяцев до года и больше — из-за высокой стоимости покупку долго согласовывают.
Сфера
Пользователи движутся по воронке с разной скоростью.
Например, покупатель не станет долго думать насчет ароматической свечи за 200 рублей в хозяйственном возле дома. Пахнет приятно, цена хорошая — беру. А вот позволить себе PaddyWax в аптекарской баночке за 4000 рублей психологически может быть уже не так просто. Человек будет сомневаться, отправится в бутик, чтобы понюхать свечку и подержать в руках. И купит ее только спустя несколько месяцев в подарок себе на день рождения. А магазин дизайнерских вещей для дома может согласовывать поставку аромасвечей PaddyWax с управляющим еще дольше. Потому что тут важно учесть и бюджет закупок, и вкусы аудитории, и сезон.
Продукт
Товары продавать легче — человек может потрогать компьютерный стол или попробовать малину на рынке и после этого быстро решить, покупает он или нет. Когда клиент приобрел товар, менеджер по продажам перестает с ним общаться — прибыль получена.
Услугу потрогать или попробовать нельзя — продажнику остается полагаться лишь на свое красноречие. При этом часто услуги окупаются, только когда клиент становится постоянным. Здесь задача менеджера — оставаться на связи и подталкивать клиента приобрести услугу снова.
Клиентская база
Холодные контакты ничего не знают о компании — продавать им сложнее. Работать с теплыми проще — они уже знакомы с брендом и готовы купить товар или услугу.