Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Недвижимость - Свободный доступ к месту нахождения учреждению должен быть свободным согласно

Свободный доступ к месту нахождения учреждению должен быть свободным согласно


Принципы обучения (дидактические принципы) – положения, которые выражают зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе. Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.

Можно выделить группы стратегических принципов обучения в высшей школе, объединяющих все существующие принципы, это:

  1. соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
  2. ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
  3. рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
  4. оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
  5. соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.

Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В основе ДО лежат два принципа:

  1. свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
  2. дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».

Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.

Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

Принцип базовых знаний

Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип интерактивности

Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип идентификации

Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуща «детская болезнь» увлечения средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие – к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств ДО, выглядит следующим образом: печатные материалы – 40:50%, учебные материалы на WWW-серверах – 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь – 10:15%, другие средства- 5:20%.

Принцип открытости и гибкости ДО

Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.

Contents:

Круг лиц заинтересованных в дистанционном обучении

Можно выделить несколько групп лиц потенциально заинтересованных в дистанционном обучении. По своей сути учащиеся имеют различные мотивы к обучению. Некоторые из них заинтересованы в получении знаний по определенным предметам и дисциплинам, другие – в получении полного курса, и диплома об образовании. Учащиеся могут проходить обучение, как в составе групп, так и работать по индивидуальным программам, выбранным самостоятельно. В общем случае круг лиц, использующих дистанционное образование достаточно широк. Рассмотрим подробно каждый тип.

Лица, желающие повысить свой уровень образования

Такие учащиеся могут быть частично или полностью заняты какой-то работой. Возможно, эти люди являются временно безработными или находятся на этапе смены своей работы. Расписание обучения для таких лиц может варьироваться самым различным образом, их нужды и требования во многом предопределяют их профессиональные интересы. Такие учащиеся могут нуждаться как в специализированных курсах, связанных со своей профессией, так и в общем образовании. Мотивация к обучению среди них распределена также в широких пределах: это могут быть личные интересы, а могут быть требования работодателя по повышению квалификации персонала. Учащиеся могут быть заинтересованы как в получении знаний по отдельным направлениям и дисциплинам, так и в долговременном образовательном процессе с целью получения диплома или степени.

Эта группа учащихся требует различных подходов в образовательном процессе. Для многих из них не представляется возможным получать знания традиционным способом, посещая лекции, семинары, практики. Большинство из них предпочитает работать с подручным учебным материалом, проходить электронные учебные курсы с автоматическим тестированием и проверкой усвоенного материала. Как правило, наибольший интерес для них представляют новые технологии в дистанционном образовании, особенно для тех, кто имеет непосредственный доступ к Интерент. Поскольку дистанционное образование должно охватывать, и оно действительно охватывает различные информационные среды представления учебной информации, то этот круг лиц в значительной степени заинтересован в получении таких услуг.

Дети и молодежь

Эта категория несколько отличается от предыдущей. В основном это те учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут посещать образовательные учреждения, например по причине физической недееспособности или в случае если они географически удалены от образовательных учреждений. К этому же числу лиц относятся и те, кто желает получить дополнительные знания расширяющие кругозор стандартного образования. Это своего рода удаленное репетиторство. Когда ученик и репетитор находятся на расстоянии друг от друга.

Для такой группы лиц возможно организация регулярных занятий, в рамках школьных программ или факультативов. Этой группе не требуются какие-то специфические или индивидуальные курсы. Хотя, конечно же, и тут бывают исключения. Этой группе также могут быть предложены дисциплины и курсы для образования, способствующие успеху учеников в обычных регулярных школьных программах.

Студенты, территориально удаленные от образовательного центра

Те люди, кто проживает далеко от учебных центров или в местах, где доступ к учебным программам по определенным дисциплинам ограничен или осложнен, могут воспользоваться преимуществами дистанционного образования. Например, к такой категории можно отнести лица, желающие получить образование в другой стране, так называемое интернациональное обучение. В этом случае Интернет играет главенствующую роль, обеспечивая доступ обучаемого к образовательным ресурсам.

К этой же категории можно отнести людей, которые не имеют времени, желания и возможности добираться до образовательного центра. Например, лица, желающие повысить свою квалификацию. В этом смысле дистанционное образование помогает экономить значительное время лиц решивших начать обучение.

Студенты, которые по каким-либо причинам не могут посещать занятия регулярно

К этой категории относятся, например, лица занятые постоянной работой, которые не имеют времени посещать занятия в учебных учреждениях; лица, которым по тем или иным причинам не возможно посещать занятия вследствие их временной или постоянной болезни. Наконец люди, нуждающиеся в специфических, дополнительных курсах, для более прочного закрепления знаний.

Необходимо отметить, что приведенная градация является достаточно условной, многие характеристики в некоторых из них пересекаются или являются подобными. Более того, можно сказать, что дистанционное обучение является эффективным практически для любого человека, желающего повысить свой образовательный уровень, не зависимо от возраста, текущей занятости, интересов, возможностей и прочих способностей индивидуума.

Раздел 5. Доступная среда: лучшие работы

Опыт сотрудников нашей компании позволяет разработать проектную документацию, рассчитать стоимость, составить смету, правильно оценить потребности, разработать решения, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы.

Вам необходимо лишь ознакомиться с ассортиментом и ценами раздела Доступная среда: оборудование и связаться с нами любым удобным для Вас способом, всю остальную работу мы возьмем на себя.

Компания “Доступная Среда” ООО реализует комплексные проекты с учетом разумной стоимости и безопасности, в соответствии с требованиями ГОСТ и СанПиНа РФ.

ГБОУ Школа № 830, Москва, Россия

Проспект Паулиста, Бразилия

Baldwine Residence, Сиэтл, США

Egebakken, Нодебо, Дания

Siple House, Северный Ванкувер, Канада

Taubate House, Таубате, Бразилия

«Access Living» Чикаго, Иллинойс, США

Первое инклюзивное отделение Сбербанка, Киев

Здание администрации, Брумундал, Норвегия

Музей Тараса Шевченко, Киев

Центр драматического искусства, США

Центр Nalagaat, Израиль

Комплекс Casa del Jazz, Италия

Театр Mind the Gap, Великобритания

Скоростной трамвай в Бордо, Франция

Линия метрополитена «Нанакума», Япония

Копенгагенский метрополитен, Дания

Скоростной трамвай, Киев

Международный аэропорт, Киев

Аэропорты Оттава и Ванкувер, Канада

Сад больничного отделения, Англия

Сад больницы «Kansai Rosai», Осака, Япония

Школа сестер-фелицианок и Святого Сердца, США

Школа «Hazelwood», Глазго, Шотландия

Колледж Рэдклифф Кембридж, США

Школа «Forbush», Хант-Вэлли, США

Британский Совет, Киев

Детская площадка «Kids Together», США

Центр им. Одюбона, Велфлит, США



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *