Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Информация - Органы здравоохранения и их место в системе государственных органов управления

Органы здравоохранения и их место в системе государственных органов управления


органы здравоохранения и их место в системе государственных органов управления

Система органов управления здравоохранением – это система органов государственного и муниципального управления, ответственных за вопросы медицинского обслуживания населения.

В структуре управления здравоохранением можно выделить три уровня, соответствующих уровням организации системы здравоохранения:

  • во-первых, уровень государственного управления здравоохранением;
  • во-вторых, уровень регионального управления здравоохранением;
  • в-третьих, уровень местного управления здравоохранением.

В настоящий момент система здравоохранения в России не характеризуется полноценной единой политикой, но стремится к ней. Основной проблемой функционирования сферы здравоохранения является низкий уровень финансирования, составляющий от 3 до 4% валового национального продукта.

Органы управления в России в первой четверти XVIII века

С переходом к абсолютной монархии связано преобразование государственного аппарата: фактически происходит отмирание органов управления, которые сдерживали бы абсолютную власть монарха в стране. Так, прекращает действовать Земский собор, а также упраздняется Боярская Дума. В 1701 году управленческая функция, которую выполняла Дума, передается Ближней канцелярии при монархе. Этот орган функционирует как координационный для органов исполнительной власти, действующих в конкретной сфере. Важнейшие должностные лица, которые входили в состав Канцелярии, образовывали Комиссию министров, то есть орган исполнительной власти.

В 1711 г. был образован Сенат. На начальном этапе своего функционирования Сенат представляла собой собрание должностных лиц, возглавлявших коллегии. В последующем принципы организации и процедура деятельности Сената были реформированы. Так, по результатам реформы 1722 года были утверждены такие основные начала формирования Сената как выслуга лет и назначение, процедура осуществления управленческих функций была регламентирована соответствующими инструкциями. Сенат превратился в постоянно действующий орган высшего управления страной. В состав полномочий Сената были включены вопросы правосудия, вопросы формирования казны, обложения налогами населения, а также регулирование торговли.

Екатерина I учредила Верховный тайный совет, который фактически оттеснил от управления Сенат. Сенат при Петре I подчинялся только императору. В период правления Екатерины I между Сенатом и императрицей возник Тайный совет. Из высшего органа управления Сенат превратился в орган, подчиняющийся Совету и императрице. В качестве очередных аспектов ограничения власти Сената следует рассматривать отнесение к компетенции Совета важнейших государственных дел: если раньше важнейшие государственные дела передавали из Сената императрице, то теперь Сенат был обязан передавать такие дела Совету. Кроме того, из подчинения Сенату были исключены Военная коллегия, Морская коллегия. Из Правительствующего Сенат был переименован в Высокий. Изменения претерпел состав Сената: приближенные Екатерины I, ранее входившие в состав Сената, переходили в Совет, а их места в Сенате заняли менее влиятельные государственные чиновники.

Новые ограничения статуса Сената содержались в указе 1726 года, положения которого обязывали предоставлять в Совет доношения, в ответ на которые Совет направлял бы указы. Итоговым документом, закрепляющим новый ограниченный статус Сената, стал указ, именовавшийся «О должности сената». При этом необходимо отметить, что Тайный совет просуществовал только до 1730 года, когда был упразднен как ограничивающий власть монарха.

При этом императору было сложно осуществлять функции публичного управления без вспомогательных совещательных органов, и такие органы периодически возникали в XVIII веке под разными названиями.

Иные органы центрального управления в петровский период также были существенно реформированы: он заменил запутанную и неэффективную систему приказов на систему органов отраслевого управления, функции и структура которых были четко регламентированы. Эти органы получили название коллегий, и фактически они заведовали конкретной отраслью публичного управления: были коллегия иностранных дел, коллегия, которая ведала морскими делами, коллегия, которая ведала казной, и др.

В сфере местного самоуправления в петровский период также произошли существенные изменения: было преобразовано административно-территориальное устройство страны.

Территория страны была разделена на губернии. Должностные лица, возглавлявшее губернии, подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. Они были наделены широким кругом полномочий. При губернаторе также функционировал совещательный орган, который именовался коллегия. Кроме того, в качестве территориальных единиц выделялись провинции. Публичное управление на территории названных административно-территориальных единиц вверялось широкому кругу должностных лиц, которые ведали каждый отдельной отраслью управления.

Структура органов управления здравоохранением

Органы управления здравоохранением – это совокупность органов исполнительной власти в сфере здравоохранения различного уровня (федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления) и органов управления медицинскими службами, установленными ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации».

Система органов управления здравоохранением состоит из двух основных элементов (подсистем):

  • подсистемы государственного управления здравоохранением, которая включает органы управления здравоохранением федерального уровня и уровня субъектов РФ;
  • подсистемы муниципального управления здравоохранением, которая состоит из муниципальных органов местного самоуправления.

Органы управления здравоохранением помимо признаков, которыми обладают все органы управления любой направленности, за исключением объекта их управления, которыми в данном случае являются учреждения и организации отрасли здравоохранения, также имеют и некоторые специфические особенности.

Специфические признаками органов управления здравоохранением:

  • наличие структуры, территориального масштаба деятельности;
  • ими могут быть организации или политические учреждения, части государственного аппарата, создаваемые государством;
  • главным их назначением является осуществление исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности в отношении руководства отраслью здравоохранения, соответственно установленными для них функциями и профилем;
  • соблюдение их прав гарантируется Конституцией РФ, уставами и конституциями ее субъектов, а также другими нормативными актами, призванными устанавливать их статус;
  • наличие своей компетенции (задач, целей, функций, прав и обязанностей, форм и методов деятельности), закрепленной правовыми актами;
  • защита их прав может выступать предметом судебных разбирательств;
  • организационными гарантами органов управления данной группы выступают Президент РФ, органы прокуратуры, а также органы, решающие вопросы, касающиеся образования этих органов.

Деятельность таможенных органов

ТС расположены на Государственной границе РФ, при размещении службы учитываются: объем товаров, проходящих через границу, пассажиропоток, насколько развиты внешнеэкономические контакты, развитие транспортных коридоров, потребности участников ВЭД.

Имущество, которое принадлежит ТС в виде земли, учреждений, унитарных предприятий, находится в собственности государства. Финансирование и обеспечение деятельности таможенной службы осуществляется из бюджета Федерации.

ТС обособлена организационно-хозяйственно, органы имеют статус юрлиц.

ФТС России – федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, вырабатывающий таможенную политику государства, организующий таможенную деятельность. Орган осуществляет нормативное регулирование, ведет учет реестров, выполняет функции агента в области валютного, налогового, транспортного, экспортного контроля, исполняет специальные мероприятия по борьбе с контрабандой, другими преступлениями.

ФТС России может действовать в сфере правоустановления таможенного дела: вносить в Правительство РФ проекты федеральных документов, разрабатывать и утверждать формы таможенных документов, формы отчетности. Кроме того, ФТС России обеспечивает единое применение таможенными органами таможенного законодательства РФ и обобщает практику его применения.

К административно-хозяйственным обязанностям ФТС России относятся: реорганизация и ликвидация таможенных органов, утверждение положений о таможенных управлениях в регионах, создание экспертных и совещательных органов, разработка и утверждение служебных удостоверений.

Контролирующая и надзорная деятельность ФТС России следующая: вопросы финансирования таможенных органов и их представительств за рубежом, взимание таможенных платежей и соблюдение установленных запретов, таможенное оформление, принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД, ведение реестров таможни, выдача аттестатов квалификации специалиста по таможенным операциям, контроль валютных операций, рассмотрение жалоб на действия таможенных органов, прием граждан.

Внутренние функции ФТС России заключаются в следующем: профессиональная подготовка должностных лиц, переподготовка, стажировка, повышение квалификации, размещение заказов, заключение государственных контрактов. ФТС России является главным распорядителем и получателем бюджетных средств.

ФТС России организована так, чтобы обеспечить выполнение всех возложенных на нее функций: руководитель, центральный аппарат ФТС, главные управления, отделы. ФТС России находится в Москве.

Рисунок 2 . Структура центрального аппарата ФТС России

Региональное таможенное управление (РТУ) – таможенный орган, который входит в единую централизованную систему, обеспечивает в регионах реализацию задач и функций ФТС России.

РТУ создается центральным органом, действует на основании таможенных положений. Это промежуточное управленческое звено, необходимое в регионах, так как территория РФ велика.

Сегодня Россия поделена на таможенные регионы, где РТУ контролирует работу таможенных органов: таможен и таможенных постов.

Таможенная территория региона – это более крупное образование, чем сам регион. Существует восемь региональных таможенных управлений, которые имеют различные по масштабам территории охвата:

  • Центральное;
  • Северо-западное;
  • Южное;
  • Сибирское;
  • Приволжское;
  • Дальневосточное;
  • Уральское;
  • Северо-Кавказское.

Правотворческая функция у РТУ уже, чем у ФТС России. РТУ издают правовые документы распорядительного и организационного содержания. Контрольно-надзорные функции концентрируются на таможенном регионе и заключаются в проверке законности издания правовых документов подчиненных таможенных органов, проверке соблюдения законодательства РФ при осуществлении таможенной деятельности. РТУ может инспектировать деятельность таможни, вести правоохранительную деятельность, анализировать правоприменительную деятельность, рассматривать жалобы, протесты на действия должностных лиц РТУ. РТУ может направлять в ФТС России предложения о совершенствовании таможенной службы на местах, об аннулировании аттестатов квалификации специалиста, об изменении границ региона, о материально-техническом обеспечении таможен и таможенных постов.

В структуру РТУ входят: начальник, его заместители, начальники структурных подразделений. Штатная численность РТУ утверждается ФТС России. В рамках РТУ создается коллегиальный совещательный орган.

Таможня – таможенный орган, находящийся в единой системе таможенной службы, созданный в таможенном регионе с целью реализации задач и целей ФТС РФ.

Таможня является подчиненным подразделением и руководящим органом одновременно, так как таможня работает под общим руководством ФТС России и РТУ с одной стороны, и осуществляет руководство таможенными постами – с другой. Таможня – это практическое подразделение. По типу таможни делятся на пограничные и внутренние. Таможня производит оформление товаров и транспорта международных перевозок, обеспечивает правильность взимания таможенных платежей, проводит таможенный контроль, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, рассматривает такие дела, проводит дознавательные, неотложные следственные действия, рассматривает жалобы, информирует и дает консультации по вопросам таможенной деятельности. Структура таможни включает в себя: начальника, его заместителей, начальников структурных подразделений. Таможни могут создавать комитеты и комиссии.

Таможенный пост – первичное звено таможенных органов РФ, практически реализует полномочия ФТС России, ее задачи и функции в регионе деятельности таможенного поста.

Таможенные посты находятся непосредственно вблизи границы, внутри таможенной территории. Штатная численность таможенного поста определяется исходя из потребностей грузопотоков и пассажиропотоков участников ВЭД. Таможенные посты могут обладать статусом юрлица и не обладать им, но контрольно-надзорные полномочия у них одинаковые. Таможенные посты выполняют непосредственные фискальные функции, а также осуществляют правоохранительную регулятивную деятельность. В структуру таможенного поста входит начальник и его заместители.

Специализированные таможенные органы выполняют отдельные функции, такие как борьба с контрабандой, радиоэлектронная безопасность, осуществление внутреннего обеспечения таможенных органов, совершение таможенных процедур в отношении отдельных видов товаров.

К таким товарам относятся: культурные ценности, изделия из драгоценных металлов, оружие, радиоактивные материалы и др. Если необходим ускоренный провоз товаров, тоже действуют специализированные органы. Это экспресс-грузы, выставочные образцы и т.д.

Специализированные таможенные органы создаются на всех уровнях ФТС и называются специализированными региональными таможенными управлениями. Выделяют оперативно-поисковое управление, РТУ силового обеспечения, РТУ радиоэлектронной безопасности, экспертно-криминалистическое управление.

Специализированные таможни и таможенные посты – таможенные органы, которые контролируют перемещение определенных групп товаров, либо совершают определенные действия. Подчиняются непосредственно ФТС России. В каждом таможенном регионе действуют оперативные таможни, которые выполняют функции борьбы с контрабандой и другими таможенными нарушениями.

К специализированным относятся:

  • учреждения научной направленности;
  • учреждения образования: вузы, высшие школы;
  • медицинские учреждения;
  • печатный орган.

Сегодня ФТС России управляет государственными учреждениями по таможенному делу.

Принципы функционирования органов управления здравоохранением

Органы управления системой здравоохранения функционируют в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность основных правил и требований законодательства в отношении организации процесса управления здравоохранением.

К числу этих принципов относятся:

  • во-первых, целенаправленность, подразумевающая наличие цели управления системой здравоохранения;
  • во-вторых, правовая защищенность, подразумевающая соблюдение требований законодательства при разработке и осуществлении реализации управленческого решения в сфере здравоохранения;
  • в-третьих, непрерывность оптимизации системы управления здравоохранением, подразумевающая осуществление постоянного совершенствования структуры органов государственного и муниципального управления здравоохранением;
  • в-четвертых, достаточность централизации и децентрализации управления здравоохранением. Децентрализация и централизация власти выступает в качестве двух взаимно противоположных процессов управления здравоохранением, предполагающих наличие единой политики здравоохранения при делегировании ряда полномочий управления здравоохранением на места;
  • в-пятых, единоначалие, подразумевающее реализацию единого подхода к управлению системой здравоохранения на территории всей страны;
  • в-шестых, делегирование полномочий, подразумевающее передачу части функций по управлению системой здравоохранения региональным и местным органам власти.

Воспользуйся нейросетью от Автор24

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре.

К полномочиям федеральных ведомственных органов управления относятся:

  1. Осуществление государственной политики в области образования.
  2. Осуществление разработки и реализации разнообразных и разноплановых региональных программ, направленных на развитие системы образования с учетом этических особенностей региона.
  3. Осуществление разработки и утверждения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  4. Осуществление создания, реорганизации и ликвидации разнообразных подведомственных образовательных организаций.
  5. Осуществление лицензирования образовательных учреждений, за исключением высших образовательных организаций.
  6. Оказание помощи в издании учебной и методической литературы, разработке примерных учебных программ и планов.
  7. Обеспечения контроля в области исполнения государственного образовательного стандарта и соблюдения законодательства РФ в сфере образования.
  8. Организация издания нормативной документации в рамках своей компетенции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24

Законодательство РФ в сфере управления образованием

В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся:

  1. Правительство России;
  2. центральные (федеральные) органу управления образованием;
  3. федеральные ведомственные органы управления образованием;
  4. государственные органы управления субъектов России.

Согласно ст. 37 Закона РФ «Об образовании» к компетенцию органов по управлению образованием входит:

  • разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования;
  • разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании;
  • осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений;
  • определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций;
  • формирование и развитие эффективной структуры системы образования;
  • разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров;
  • осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений;
  • осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию;
  • осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.

Региональный уровень управления здравоохранением

На региональном уровне функция управления здравоохранением возлагается на департамент здравоохранения, который призван осуществлять следующие функции:

  • во-первых, осуществление разработки и реализации региональных программ в сфере здравоохранения совместно с иными органами государственного федерального и регионального управления;
  • во-вторых, организация медицинской профилактики, помощи и экспертизы;
  • в-третьих, организация охраны материнства, семьи и детства;
  • в-четвертых, осуществление подготовки и повышения квалификации медицинского персонала;
  • в-пятых, организация охраны труда и обеспечения социальных гарантий медицинскому персоналу;
  • в-шестых, обеспечение организации медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Региональные органы управления здравоохранением осуществляют работу в рамках соглашений между региональной администрацией, Министерством здравоохранения и государственным Фондом обязательного медицинского страхования, разграничивающих их обязанности и полномочия, а также в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи и так далее.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *