Обеспечение контракта поо 44 фз оплачивается с ндс или без
Их всего два — независимая гарантия от банка или перечисление денег на счет заказчика. Вы сами решаете (ч. 3 ст. 96 ФКС):
- как обеспечить договор;
- сколько действует независимая гарантия, если выбрали именно ее.
Но у поставщика есть возможность заменить способ или снизить обеспечительные обязательства. Причем заменить обеспечительный формат разрешают независимо от того, уменьшится ли размер гарантийных обязательств или нет (ч. 7 ст. 96 ФКС). Главное правило — уведомить контрагента и одновременно предоставить новое обеспечение. Но есть важный нюанс: если изначально обеспечили контракт независимой гарантией и решили изменить способ, заказчик не возвращает ее гаранту, но и ничего по ней не взыскивает (ч. 12 ст. 45 ФКС).
Теперь разберемся со сроками:
- срок независимой гарантии поставщик выбирает сам, но обязательно учитывает минимальный: он превышает срок исполнения обязательств минимум на месяц, в том числе и при изменении срока исполнения обязательства по ст. 95 ФКС;
- срок, на который вносят деньги, определяет заказчик: это зависит от срока исполнения обязательств по договору (ч. 27 ст. 34 ФКС).
- Общие существенные положения договора по 44-ФЗ
- Зачем нужно обеспечение исполнения контракта
- Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ
- Что такое и для чего нужно обеспечение исполнения контракта
- Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО
- Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
- Расчет суммы обеспечения исполнения контракта
- Как вернуть или изменить способ обеспечения
Общие существенные положения договора по 44-ФЗ
В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44-ФЗ, — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданскому кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44-ФЗ:
- Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
- Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
- Ответственность заказчика и поставщика.
- Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
- Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
- Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
- Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
- Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
- Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7-7.3 ст. 96 44-ФЗ.
- Источник финансирования.
В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.
Зачем нужно обеспечение исполнения контракта
Чтобы заверить заказчика, что все обязательства будут исполнены. Гарантии обязательно предоставляют, если заключают контракт по итогам аукциона или конкурса (ч. 1, 2, 4 ст. 96 44-ФЗ).
Гарантию для контрактов с единственным поставщиком предоставляют так же, как и для других способов закупки. Отличаются только последствия непредоставленного обеспечения: с таким поставщиком просто не заключат контракт (ч. 4 ст. 96 ФКС). А если не обеспечить госконтракт с единственным поставщиком, который заключают по результатам конкурентной закупки, такого контрагента признают уклонистом. А заказчик отправит в ФАС обращение о включении уклонившегося исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 5 ст. 96, ч. 4 ст. 104 ФКС).
Есть особенности обеспечения, если контракт исполняют только субъекты малого бизнеса и СОНКО:
- Если отправили заказчику информацию из реестра контрактов о том, что исполнили 3 договора с особыми условиями, сможете его не обеспечивать (ч. 8.1 ст. 96 ФКС). Условия такие: договор исполнен (без правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на текущую закупку, при исполнении не применялись санкции, а суммарные цены исполненных госконтрактов — не меньше НМЦК текущего. А если договор заключается по итогам совместных торгов, суммы цен госконтрактов — не меньше суммы НМЦК каждого заказчика из совместной закупки (письмо Минфина № 24-03-08/77364 от 03.09.2020).
- Размер обеспечительных обязательств рассчитывают не от НМЦК, а от цены контракта (ч. 6.2 ст. 96 ФКС). Во всем остальном действуют общие правила.
- Срок возврата для малого бизнеса и СОНКО сокращен. Обеспечительные деньги поставщику возвращают в течение 15 дней после исполнения всех обязательств (ч. 27 ст. 34 ФКС).
Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ
Закон о контрактной системе позволяет изменить то, что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ, но в строго определенных случаях. Помните, что изменяют существенные положения только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда их меняют, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В госконтракте корректируют:
- Снижение цены без изменения объемов.
- Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
- Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
- Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
- Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.
- Другие основания, которые указаны в ст. 95 44-ФЗ.
Факт изменений существенных положений фиксируют в дополнительном соглашении.
А существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это те положения, для изменения которых нет правовых оснований. Например:
- Страна происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
- Поставщик, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
- Предмет сделки.
- Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.
Что такое и для чего нужно обеспечение исполнения контракта
Обеспечение контракта в тендере — это гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику для исполнения договорных обязательств. Если поставщик победил в электронном аукционе или конкурсе, он обязан предоставить обеспечение контракта по 44‑ФЗ (ч. 1, 2, 4 ст. 96 44‑ФЗ). Когда контракт заключают с победителем электронного запроса котировок или с ед. поставщиком, обеспечение вносят, только если этого требовал заказчик (ч. 2 ст. 96 44‑ФЗ).
Для некоторых поставщиков действует исключение — они не предоставляют обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ (ч. 8 ст. 96):
- казенные учреждения — если заключают госконтракт как поставщики;
- банки — если не обеспечивают контракты на выдачу кредита;
- организации, которые предоставляют независимые гарантии, — если выдали гарантию бюджетникам или унитарным предприятиям.
Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО, действуют особые правила. Представители малого, среднего и социально ориентированного бизнеса могут не обеспечивать контракт, даже если к нему применялись антидемпинговые меры. Обязательное условие — вместо обеспечения исполнитель предоставил заказчику информацию из реестра контрактов.
По правилам поставщик должен подтвердить исполнение трех госконтрактов с учетом условий (ч. 8.1 ст. 96 44‑ФЗ):
- Контракт исполнили в течение 3 лет до подачи заявки. Исполнение не передавали другому поставщику.
- Контракт исполнили без неустоек, пеней, штрафов.
- Сумма цен 3 исполненных контрактов — не меньше НМЦК закупки. Если госконтракт заключают по итогам совместной закупки — не меньше суммы НМЦК каждого заказчика, который участвовал в этом тендере (письмо Минфина № 24‑03‑08/77364 от 03.09.2020).
Исполненные контракты предоставлять необязательно, достаточно отправить заказчику информацию о записях из реестра контрактов (письмо Минфина № 24‑03‑07/69332 от 09.09.2019). Еще можно указать фактические цены исполненных госконтрактов, которые расторгли по соглашению сторон и без неустоек из‑за того, что потребности заказчика уменьшились (письмо Минфина № 24‑03‑08/8848 от 11.02.2020).
Минфин считает, что для выполнения антидемпинговых мер любой поставщик, включая СМП и СОНКО, обязан обеспечить контракт (ч. 1 ст. 37 44‑ФЗ), даже если заказчик этого не требует. В этом случае размер обеспечения исполнения контракта должен составлять 10% НМЦК или цены контракта, если тендер проводили для МСП (письмо Минфина № 24‑06‑06/4534 от 23.01.2023).
Искать заказы без обеспечения удобнее всего с помощью спецсервисов. Например, СБИС «Поиск торгов и закупок» собирает информацию о заказах со всех торговых площадок с учетом пожеланий поставщика. Так можно найти закупки без обеспечения, с авансом и другие интересные заказы, в том числе с сайтов электронных магазинов.
Сервис для поиска закупок со всех торговых площадок и электронных магазинов
Попробовать бесплатно
Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО
Заказчики реализуют антидемпинговые меры для СМП таким образом: если закупка проводится с ограничениями для СМП и СОНКО, участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения договора с учетом антидемпинговых мер, если до заключения соглашения предоставит сведения из реестра госконтрактов об исполнении как минимум 3 соглашений (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки. Эти соглашения должны исполняться без применения к нему неустоек, а сумма их цен составляет не менее НМЦК (максимального значения стоимости соглашения). Если этих сведений нет, то участник предоставит обеспечение исполнения соглашения с учетом антидемпинговых мер в обычном порядке. Но обеспечение рассчитывается от стоимости договора, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса. Это указано в ч. 6, 8.1 ст. 96 44-ФЗ.
Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.
5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в Единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в Единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, предоставляется:
1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в Единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.
12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной, в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, предельной отпускной цены.
13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Расчет суммы обеспечения исполнения контракта
Обеспечение исполнения рассчитывают в процентах от НМЦК или цены контракта для СМП и СОНКО. Если для тендера установили максимальное значение цены контракта, размер обеспечения рассчитывают по нему.
Приведем примеры:
- По итогам электронного конкурса заказчик заключает госконтракт с победителем. В извещении и проекте контракта есть требование об обеспечении исполнения — 10% от начальной цены. НМЦК контракта — 15 000 000 рублей. Обеспечить исполнение надо в сумме 1 500 000 рублей.
- Заказчик проводил электронный аукцион только для СМП. По извещению требовалось обеспечение — 5%. Контракт заключили на сумму 700 000 рублей. Поставщик решил предоставить обеспечение, а не информацию о трех исполненных договорах. Он обеспечивает исполнение соглашения в размере 35 000 рублей.
- В извещении на электронный аукцион прописано максимальное значение цены контракта — 3 000 000 рублей. Кроме того, заказчик установил обеспечение исполнения — 7%. Победитель торгов обеспечивает контракт в сумме 210 000 рублей.
По договоренности стороны смогут уменьшить обеспечение. Но надо, чтобы одновременно выполнялись условия (ч. 7, 7.2, 7.3 ст. 96 ФКС):
- заказчик принял и оплатил товары по срокам, прописанным в договоре, и отправил эти сведения в реестр контрактов;
- у поставщика нет неоплаченных неустоек и других непогашенных долгов по этой сделке;
- все обязательства по контракту выполнены в размере полученного аванса (если по договору есть предоплата), а если расчеты по авансированию сопровождает Казначейство — в размере свыше полученного аванса;
- для контракта допустимо уменьшение: случаи, когда нельзя уменьшить обеспечение, устанавливает правительство — для обеспечения обороны и безопасности государства, защиты здоровья, прав и интересов российских граждан.
Если обеспечили исполнение договора независимой гарантией, при уменьшении обеспечения оформлять новую гарантию не надо. А вот заказчику необходимо отказываться от части своих прав по гарантии (ч. 3.1 ст. 45 ФКС).
Если обеспечили исполнение соглашения деньгами, заказчик возвращает полную сумму или ее часть в течение 30 дней с даты исполнения договорных обязательств. Для закупок среди СМП и СОНКО такой срок ниже — максимум 15 дней (ч. 27 ст. 34 ФКС).
Чтобы вернуть часть своих денег, которыми обеспечили госконтракт, отправьте заказчику заявление в свободной форме. Он перечислит положенную сумму в срок, который стороны согласовали в контракте, но не позднее 30 дней или 15 дней — для СМП (ч. 27 ст. 34, ч. 7.2 ст. 96 ФКС).
Как вернуть или изменить способ обеспечения
Возврат и замена не регулируются нормативами 223-ФЗ. Эти правила устанавливает заказчик, опираясь на положение о закупке.
Один из вариантов срока возврата обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ: обеспечительный платеж возвращается на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней после исполнения договорных обязательств.
Банковскую гарантию не возвращают. Если контракт исполнен надлежащим образом, заказчик не взыскивает по ней обязательства.
Если в положении и в документации правила возврата не установлены, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса. В п. 2 ст. 314 ГК РФ закреплен такой порядок: обеспечительный платеж возвращают после выполнения обязательств в течение 7 дней с момента предъявления требований о возврате.