Какие статьи ук рф попадают под изменения в декабре 2024
Очень важно привлекать к обсуждению законопроектов об амнистии представителей общественных организаций и правозащитного сообщества.
Их позиция должна учитываться наряду со мнением органов власти. Это поможет не допустить принятия необоснованных и опасных для общества решений о массовом освобождении заключенных.
- Другой комментарий к Ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации
- Риски злоупотребления институтом амнистии в России
- Категории преступлений, подпадающие под амнистию
- Роль суда при применении амнистии
- Участие общественности в обсуждении амнистии
- Возможные изменения российского законодательства об амнистии
Другой комментарий к Ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предмет преступления – охраняемая законом компьютерная информация. Согласно примечанию 1 к статье под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. При этом указанная информация охраняется законом, т.е. она относится к сведениям ограниченного доступа в виде государственной тайны или в виде сведений конфиденциального характера (персональных данных, тайны частной жизни, коммерческой, налоговой или банковской тайны, профессиональной тайны и др.). Действия виновного, который наряду с неправомерным доступом к компьютерной информации посягает на информацию ограниченного доступа, следует квалифицировать по совокупности ст. 272 УК РФ и соответствующей статьи, предусматривающей ответственность за посягательства на ту или иную тайну (например, по ст. ст. 137, 159, 183, 275, 276 УК РФ).
2. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в виде неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации.
Под доступом к компьютерной информации следует понимать совершение действий, которые предоставляют возможность получения и использования такой информации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).
Доступ к компьютерной информации является неправомерным, если он осуществляется в нарушение порядка, установленного законодательством РФ, в частности, Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”, Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне”, ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 36 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности” и др.
3. Преступление окончено с момента наступления одного из указанных в законе общественно опасных последствий.
Уничтожение компьютерной информации означает совершение действий, в результате которых невозможно восстановить ее содержание.
Блокирование представляет собой временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения и передачи компьютерной информации.
Модификация – это любая переработка содержания исходной информации (например, введение новых данных, уничтожение части информации в файле и т.п.).
Под копированием компьютерной информации понимается воспроизведение данных при помощи компьютерного устройства с сохранением исходной информации.
Необходимо установить, что указанные последствия наступили именно в результате неправомерного доступа к компьютерной информации.
4. Квалифицирующими признаками состава преступления являются крупный ущерб (примечание 2 к статье) или совершение деяния из корыстной заинтересованности. Последняя означает стремление виновного получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера (денег, имущества или прав на его получение и т.п.) либо избавиться от материальных затрат (освобождение от каких-либо имущественных затрат, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
5. Особо квалифицирующими признаками выступают совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения.
6. В ч. 4 предусмотрена ответственность за совершение указанных в законе действий, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.
Под тяжкими последствиями следует понимать крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Риски злоупотребления институтом амнистии в России
К сожалению, на практике бывают случаи, когда амнистии в России используются властями в своих целях, а не ради гуманизма и справедливости.
Например, когда под амнистию попадают опасные рецидивисты, которые после освобождения вновь совершают тяжкие преступления. Или когда амнистируются чиновники и силовики, виновные в коррупционных преступлениях и злоупотреблениях.
Категории преступлений, подпадающие под амнистию
Амнистия обычно распространяется на преступления небольшой или средней тяжести. Как правило, под амнистию не попадают уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления:
- Умышленные убийства
- Терроризм
- Бандитизм
- Изнасилования
- Разбой
Однако бывают ситуации, когда амнистию все же применяют и для данных категорий преступлений. Например, если осужденный искренне раскаялся и возместил ущерб потерпевшим.
Роль суда при применении амнистии
Когда кто объявляет амнистию и под какие статьи она распространяется – решает Госдума. Однако в каждом конкретном случае амнистию применяет уже суд. То есть суд решает, распространяется ли амнистия на данного человека и это дело или нет.
Согласно УПК РФ, принятие постановление об амнистии является основанием для прекращения уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого. При этом суд может отказать в применении амнистии, если лицо возражает против этого.
Участие общественности в обсуждении амнистии
Как правило, в России амнистии объявляются без широкого публичного обсуждения. Проекты соответствующих законов проходят через профильный комитет Госдумы, но мнение граждан и правозащитников учитывается мало.
Между тем, принятие амнистий затрагивает права и интересы многих людей в обществе. Поэтому важно проводить открытые слушания с участием экспертов и заинтересованных сторон.
Возможные изменения российского законодательства об амнистии
Чтобы совершенствовать институт амнистии в России, можно предложить такие меры:
- Ввести мораторий на массовые амнистии
- Проводить обязательные слушания в Госдуме перед объявлением амнистии
- Учитывать мнение потерпевших от преступлений при принятии решения об амнистии
Реализация подобных предложений позволит сделать институт амнистии в России более сбалансированным и справедливым.