Какие материалы должны быть приложены к протоколу об административном правонарушении
Обжалование протокола об административном правонарушении должно осуществляться при наличии достаточных на то оснований. Если в административном деле нет свидетелей, нет видеозаписи правонарушения и других доказательств, невиновность, которую обязан доказывать предполагаемый нарушитель согласно статье 1.5 Кодекса, определить довольно трудно.
Кроме того, если протокол составлен по всем правилам, но нарушитель не согласен с тем, что правонарушение имело место, он имеет право не подписывать данный документ и может обжаловать его в дальнейшем. Сотрудник должен пригласить двух понятых, которые подтверждают тот факт, что предполагаемый нарушитель отказался подписать протокол. Данные о понятых вносятся обязательно.
При этом опытные юристы советуют все-таки подписать документ, но указать, что «с решением сотрудника ГИБДД (как пример) не согласен, буду обжаловать в суде». В графе «Объяснение» следует указать свою версию происшедшего, если места не хватает, необходимо дописать информацию на чистом листе бумаги, указав при этом, что имеется приложение.
Как приложение можно рассматривать и ходатайство о том, чтобы производство по делу осуществлялось по месту регистрации гражданина. В самом протоколе факт существования такого документа также указывается.
- Требования к сроку составления протокола об административном правонарушении
- Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении
- Содержание протокола об административном правонарушении
- Образец составления протокола об административном правонарушении
- Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Порядок обжалования административного протокола
- Требования к составлению протокола об административном правонарушении
- Ходатайство о прекращении производства
- В каких случаях составляется протокол
- Обжалование постановления об административном правонарушении
- Вынесение постановления об административном правонарушении
- На что обратить внимание при получении протокола об административном правонарушении
- Протокол об административном правонарушении
- Сроки составления протокола
Требования к сроку составления протокола об административном правонарушении
Протокол составляется в следующие сроки (ст. 28.5 КоАП РФ):
- сразу после того как выявлено административное правонарушение — по общему правилу;
- в течение двух суток с момента выявления правонарушения — если нужно дополнительно выяснить обстоятельства дела или данные о правонарушителе;
- по окончании административного расследования — если проводилось административное расследование. Оно должно быть проведено в течение одного месяца, но в исключительных случаях может быть продлено (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении — это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5).
Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении
Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:
- сотрудники полиции;
- должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
- сотрудники налоговой инспекции;
- сотрудники МЧС;
- должностные лица Росреестра;
- должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
- пограничники;
- работники трудовой инспекции;
- должностные лица органов социальной защиты;
- сотрудники Росздравнадзора.
- члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
- члены комиссий по делам несовершеннолетних;
- инспекторы Счетной палаты;
- сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
- должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
- сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
- должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
- инспекторы по охране окружающей среды;
- должностные лица «Росатома»;
- капитаны судов;
- сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
- руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.
Содержание протокола об административном правонарушении
Сотрудники органов власти, как правило, имеют с собой шаблоны протокола об административном правонарушении. В конце оформления документа, правонарушитель должен получить его на руки. И тогда внимательно рассмотреть, не нарушен ли порядок его составления и оформления. Если да, то жалоба в государственный орган или в суд будет вполне обоснованной.
Итак, протокол содержит:
- дата и место составления. Если в ходе привлечения к ответственности оформлялось несколько протоколов (об отстранении от управления, о направлении на освидетельствование), следует проверить хронологический порядок. Так как он регламентирован законодательством РФ;
- должность (с указанием органа власти), фамилия и инициалы лица, которое составило протокол (он должен быть уполномочен КоАП РФ на возбуждение дел по данной статье КоАП РФ)
- сведения о лице (физическом, юридическом), которое будет привлекаться к ответственности;
- свидетели, потерпевшие (если они есть) — ф.и.о., местожительство;
- время совершения правонарушения
- место совершения административного правонарушения
- статья КоАП или закона субъекта РФ, которая нарушена
- объяснение правонарушителя (пока только подозреваемого)
- иные сведения
Важно! При заполнении протокола сотрудник обязан разъяснить права. Это и право на защитника (представителя), право заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела. И в том числе с самим протоколом. Приносить свои замечания на текст документа и действия сотрудников. И так далее.
Скачать образец:
Административный протокол форма ГИБДД
Протокол об административном правонарушении форма ФССП
Протокол об административном правонарушении Роспотребнадзор
Административный протокол Ростехнадзор
Образец составления протокола об административном правонарушении
При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.
Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.
Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.
Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.
Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:
- возбуждение дела;
- рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
- вынесение постановления;
- исполнение решения;
- при необходимости — пересмотр вердикта.
Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:
- обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
- поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
- заявление пострадавших;
- сообщения в СМИ.
Считается, что дело возбуждено, когда:
- составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
- составлен протокол или постановление прокурора;
- вынесено определение о возбуждении дела.
Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.
Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.
- относится ли дело к его компетенции;
- грамотно ли составлен протокол;
- не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
- есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
- поданы ли от сторон ходатайства.
После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:
- место и время рассмотрения;
- данные о вызове сторон;
- указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
- сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
- информацию о передаче материалов по подведомственности.
Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.
Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.
Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.
Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.
Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.
Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.
Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:
- должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
- определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
- проверяются полномочия представителей, защитника;
- должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
- сторонам объясняют права и обязанности;
- рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.
Рассмотрение дела могут отложить, если:
- судья заявил отвод;
- отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
- необходимы дополнительные материалы по делу;
- нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
- дело передано по подведомственности.
Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:
- было ли событие административного правонарушения;
- кто его совершил, и какие факты на это указывают;
- виновен или невиновен гражданин;
- есть ли факторы, смягчающие ответственность;
- характер и размер ущерба;
- обстоятельства, исключающие производство по делу.
Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.
Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:
- дату и место рассмотрения материалов дела;
- наименование госоргана и состав;
- обстоятельства случившегося;
- сведения о явившихся участниках;
- результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
- показания участников;
- исследованные документы.
Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.
Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:
- должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
- дата рассмотрения и место;
- данные о правонарушителе;
- обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
- ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
- решение об административном правонарушении;
- порядок обжалования постановления об административном правонарушении.
Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.
Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.
Порядок обжалования административного протокола
Несмотря на то что часто можно услышать формулировку «обжалование протокола», сам протокол обжаловать невозможно. Это не тот документ, который устанавливает вину нарушителя и предписывает штраф.
Под обжалованием протокола в данном случае следует понимать формирование жалобы на действия сотрудников ГИБДД или других уполномоченных лиц. Она состоит в том, чтобы указать на неправомерность действий, которые привели к вынесению незаконного постановления.
Поэтому обжалование административного протокола в суде должно содержать в себе описание именно тех действий инспекторов, которые привели не только к нарушению отдельных нормативных правовых актов (указываются обязательно), но и к ошибочному признанию лица виновным.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении
К составлению протокола предъявляются следующие требования:
- его может составить только уполномоченное должностное лицо. Перечень таких лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ. Какое должностное лицо должно составить протокол, будет зависеть от совершенного правонарушения;
- за одно правонарушение должен составляться один протокол. Это правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой за одно и то же правонарушение никто не может нести административную ответственность дважды;
- он должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он не составляется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В каких случаях протокол об административном правонарушении не составляется
Протокол не составляется в следующих случаях (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ):
- если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ);
- физлицу за совершение правонарушения назначается наказание (предупреждение или штраф) на месте совершения правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ);
- выявлено нарушение в области дорожного движения, которое предусмотрено КоАП РФ, или в области благоустройства территории, которое установлено законом субъекта РФ. При этом оно обнаружено с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции или средства фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ);
- нарушение в области применения ККТ (за ее неприменение, применение техники, не соответствующей установленным требованиям, ненаправление (невыдачу) кассового чека). Протокол не составляется, если (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ): — правонарушение выявлено при проверке налоговым органом поступивших сообщений (заявлений) при помощи автоматизированной системы; — вы признали нарушение и добровольно исполнили обязанность, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которой вас привлекли к ответственности. Если дело возбуждается прокурором, то выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в остальных случаях — постановление по делу об административном правонарушении.
Ходатайство о прекращении производства
Согласно ч.1 ст.24.4, участник процесса может подать ходатайство в суд о прекращении дела об административном правонарушении. К участникам, которые имеют право заявить о ходатайстве относятся:
- Лицо, в отношении которого ведется дело.
- Потерпевшее лицо.
- Законные представители сторон.
- Защитники сторон.
- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
К ходатайству предъявляется лишь одно требование — письменная форма. К содержанию, а также оформлению нет четких требований, поэтому можно составить ходатайство, придерживаясь общих правил и структуры.
Кроме подробной информации, желательно приложить к ходатайству заверенные копии или оригиналы документов.
Важно: закон позволяет опираться не только на КоАП РФ, но и на другие законы РФ.
Представленные доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело не может быть начато или должно быть прекращено, поэтому перед подачей ходатайства стоит внимательно ознакомиться со ст. 24.5 КоАП РФ.
Можно подать ходатайство на любом этапе процесса до рассмотрения дела судом по существу. Подавать ходатайство можно:
- судье, который рассматривает дело;
- в канцелярию суда;
- почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении.
Совет: лучше не отправлять ходатайство по почте, так как оно может задержаться в пути и потерять смысл.Скачать для просмотра и печати:
Статья 24.4 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Статья 24.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ
В каких случаях составляется протокол
По закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:
- Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
- Нарушителем является несовершеннолетний;
- Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
- Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.
Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.
Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.
Обжалование постановления об административном правонарушении
Обжаловать постановление решения об административном правонарушении могут:
- нарушитель;
- пострадавший;
- законные представители сторон;
- защитники и их представители;
- уполномоченный по правам бизнесменов.
Рассмотрим, где обжаловать постановление по делу об административном правонарушении по КоАП РФ:
- если документ вынес судья — в вышестоящую инстанцию;
- коллегиальный орган — в районный суд по адресу этого органа;
- должностное лицо (например, постановление об административном правонарушении ГИБДД) — вышестоящему должностному лицу;
- иным органом — в районный суд.
Постановление суда по делу об административном правонарушении может также обжаловать должностное лицо, которое по закону может составлять протоколы.
Обжалование постановления об административном правонарушении по КоАП РФ юрлицом или ИП возможно только в арбитражном суде.
Вынесение постановления об административном правонарушении
Рассмотрим, какие сведения могут входить в постановления об административном правонарушении. Документ может быть вынесен о назначении наказания или о прекращении производства по делу. Вторая ситуация возможна, если:
- отсутствует событие правонарушения;
- нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16 лет);
- нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
- издан акт амнистии;
- положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
- истек срок давности;
- нарушитель скончался;
- материалы дела передали прокурору.
На что обратить внимание при получении протокола об административном правонарушении
Все ошибки, которые сдержит протокол, по-разному влияют на перспективу обжалования. Обычно суды делят их на существенные и несущественные. И уже от этого принимают решение — отменить или оставить в силе. А на стадии рассмотрения дела — вынести постановление или нет.
Существенной ошибкой протокола суд может признать, если какие-то обязательные сведения сотрудник не зафиксировал (содержание протокола). В том числе разъяснение прав (где должна стоять подпись нарушителя или отказ от подписи). Грубейшей ошибкой станет отсутствие достоверных сведений об извещении правонарушителя.
Любые исправления и дополнения в протоколе должны быть заверены. И не только сотрудником. Но и нарушителем. Иначе требуйте признания таких записей недействительными.
Орфографические и синтаксические ошибки протокола об административном правонарушении большой роли не играют (это не про написание фамилий, имен, отчеств).
Протокол об административном правонарушении
Протокол о правонарушении составляется в случае, если нарушитель не признает своей вины сразу и на месте. В таком случае протокол служит условием начала производства административного расследования в отношении нарушителя и представляет из себя один из видов доказательств по делу. В любом протоколе должны быть указаны следующие данные:
- дата и время на момент составления протокола,
- дата и место фиксации нарушения;
- кем зафиксировано нарушение;
- статья КоАП, предусматривающая ответственность;
- данные о нарушителе;
- данные о лице, составившем протокол;
- данные о присутствовавших иных лицах;
- условия и процедура обжалования.
В ходе составления протокола лица, участвующие в процессе, могут делать свои замечания, подлежащие занесению в протокол. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе давать объяснения в отношении своих действий, а также своего отношения к совершенному правонарушению. Данное лицо также вправе отказаться подписывать протокол, о чем в протоколе делается соответствующая пометка.
После составления протокол, наряду с другими доказательствами по делу (например, записей с камер средств фиксации), направляются лицу, которое управомочено рассматривать дела соответствующей категории. Так, по ряду дел требуется привлечение мирового судьи, который выносит итоговое решение и назначает наказание. Сюда, к примеру, относятся нарушения, предусматривающие в качестве санкции лишение права управления транспортным средством.
По менее значительным делам итоговое постановление выносит руководящее должностное лицо органа, к которому относится сотрудник, составивший протокол. Например, начальник отдела полиции выносит постановления о привлечении к ответственности за распитие спиртных напитков в общественном месте.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Сроки составления протокола
Ст. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:
- сразу после выявления правонарушения;
- в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
- если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 28.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ