Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Информация - Закон о продлении детских пособий от 1,5 до трех лет

Закон о продлении детских пособий от 1,5 до трех лет


закон о продлении детских пособий от 1,5 до трех лет

Ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка могут получать только те граждане, чей среднедушевой доход семьи не больше двух региональных прожиточных минимумов для трудоспособного населения. Чтобы это подтвердить, заявитель должен предоставить по месту обращения за господдержкой справку о доходах.

В большинстве случаев главным источником доходов для родителей является заработная плата, стимулирующие либо компенсационные выплаты от работодателя. Чтобы подтвердить эти сведения, достаточно предоставить справку по форме 2-НДФЛ о доходах, полученных за 12 месяцев (этот период отсчитывается за полгода до обращения ).

Если один из родителей является индивидуальным предпринимателем (ИП), для оформления путинских пособий ему нужно предоставить свидетельство регистрации в качестве ИП, а также декларацию о своих доходах. Родители, которые не работают официально, должны приложить копию своей трудовой книжки, на которой видно последнее место работы.

Получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Пособие по уходу за ребенком выплачивается территориальными органами СФР

Для назначения работнику пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2024 году работодатель запрашивает у работника для предоставления в СФР следующие документы и сведения:

  • заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком

  • сведения о застрахованном лице

  • заявление о замене лет в расчетном периоде (при необходимости)

Помимо указанных документов и сведений, в СФР направляются сведения, указанные в п.35 “Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком”

Остальные сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, поступают в фонд в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Для удобства представим алгоритм расчета пособия по уходу за ребенком в 2024 году в виде схемы:

Пособие по уходу за ребенком

равно средний заработок за два предыдущих календарных года (не должен превышать за каждый год предельную величину базы для начисления страховых взносов: в 2023 году – 1 917 000 рублей, в 2022 году – 1 032 000 рублей) делим на число календарных дней в этом же периоде (исключая периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, период освобождения от работы с сохранением зарплаты).

Получаем средний дневной заработок, который не может быть больше контрольной величины (= сумме предельных величин (см. выше), поделенной на 730) умножаем на 30,4 умножаем на 40 %

Полученный результат сравниваем с максимальным и минимальным размерами.

Куда нужно подавать документы на выплату

  • На первого ребенка. Жители некоторых регионов при первичном обращении могут подать заявление через портал Госуслуг . Например, такая возможность есть у родителей из Ямало-Ненецкого автономного округа. Но в других регионах такой услуги может и не быть. В этом случае документы можно отнести в соцзащиту или многофункциональный центр (МФЦ) по месту фактического пребывания. Еще пакет документов можно отправить почтой.
  • На второго ребенка. Документы принимают в клиентской службе Пенсионного фонда (ПФР) или в МФЦ . Также оформить или продлить выплаты на второго ребенка можно через интернет — на портале Госуслуг или личном кабинете на сайте ПФР. Этот вид господдержки выплачивается из средств материнского капитала, поэтому возможность подачи электронного обращения предусмотрена во всех регионах страны . Подробности можно узнать в этой статье.

Ведомства, ответственные за «путинские» выплаты, отличаются, так как на первенца государство выплачивает пособие из средств бюджета, а на второго — деньги перечисляют из материнского капитала.

Размер единого пособия на детей от 0 до 17 лет с 1 января 2024 года (таблица)

В представленной ниже таблице указаны новые суммы единого пособия в российских регионах в 2024 году в зависимости от того, в каком размере была назначена выплата — 50, 75 или 100 процентов от регионального «детского» ПМ. В последней колонке указан новый региональный ПМ на душу населения на 2024 год — напомним, что при оформлении выплаты среднедушевой доход семьи не должен быть выше этой величины, иначе будет отказ (читайте подробнее о том, кому положено единое пособие).

Название субъекта РФСумма выплаты, руб.ПМ на душу населения, руб.100% ПМ75% ПМ50% ПМгород Москва1958614689,5979322662город Санкт-Петербург1603912029,258019,516535город Севастополь1618212136,5809115762Алтайский край1397510481,256987,513753Амурская область1895314214,759476,517823Архангельская область1738713040,258693,517925Астраханская область1529711472,757648,514989Белгородская область125929444629612981Брянская область1407810558,5703914217Владимирская область1453910904,257269,514989Волгоградская область128919668,256445,513290Вологодская область1514011355757015608Воронежская область130419780,756520,513444Донецкая Народная Республика (ДНР)1409010567,5704514526Еврейская авт. область2030115225,7510150,520185Забайкальский край1860613954,5930318080Запорожская область1453910904,257269,514989Ивановская область1409010567,5704514526Иркутская область1588911916,757944,516380Калининград­ская область1543911579,257719,515917Калужская область1442810821721414835Камчатский край2939822048,51469927602Карачаево-Черкесская Республика1418210636,5709114371Кемеровская область1384410383692214062Кировская область1423210674711613753Костромская область1393310449,756966,514217Краснодарский край1439010792,5719514835Красноярский край1740813056870417153Курганская область1451210884725614526Курская область1374910311,756874,513444Ленинградская область1573911804,257869,516226Липецкая область129579717,756478,512826Луганская Народная Республика (ЛНР)1409010567,5704514526Магаданская область2950122125,7514750,526888Московская область1774713310,258873,518296Мурманская область2368117760,7511840,524413Ненецкий авт. округ29280219601464028024Нижегородская область1409010567,5704514526Новгородская область1469011017,5734515144Новосибирская область1587111903,257935,515317Омская область1416910626,757084,513723Оренбургская область131389853,5656913444Орловская область1394010455697014371Пензенская область125929444629612981Пермский край1409310569,757046,514217Приморский край1902914271,759514,518389Псковская область1483911129,257419,515298Республика Адыгея129129684645613290Республика Алтай1409010567,5704514526Республика Башкортостан1334010005667013753Республика Бурятия1688612664,5844316844Республика Дагестан1374510308,756872,514062Республика Ингушетия1429410720,5714714526Республика Кабардино-Балкария1744013080872016535Республика Калмыкия1439010792,5719514835Республика Карелия1812113590,759060,518681Республика Коми1855813918,5927918389Республика Крым1555911669,257779,514989Республика Марий Эл1358510188,756792,513599Республика Мордовия128989673,5644913135Республика Саха (Якутия)2380117850,7511900,523334Республика Северная Осетия — Алания1349110118,256745,513908Республика Татарстан127419555,756370,513135Республика Тыва1515511366,257577,515608Республика Хакасия1587611907793815762Ростовская область1437810783,5718914526Рязанская область1374710310,256873,513753Самарская область1409010567,5704514526Саратовская область131429856,5657112981Сахалинская область2171516286,2510857,521016Свердловская область1528111460,757640,515298Смоленская область1469011017,5734515144Ставрополь­ский край1349110118,256745,513908Тамбовская область129719728,256485,513372Тверская область1468711015,257343,514989Томская область1599511996,257997,515144Тульская область1498911241,757494,515453Тюменская область1498911241,757494,515453Удмуртская Республика1334010005667013753Ульяновская область1349610122674813753Хабаровский край2196516473,7510982,519937Ханты-Мансийский авт. округ (ХМАО)2046715350,2510233,520435Херсонская область1453910904,257269,514989Челябинская область1470611029,5735314279Чеченская Республика1439010792,5719514835Чувашская Республика130419780,756520,513444Чукотский авт. округ3912229341,51956140332Ямало-Ненецкий авт. округ (ЯНАО)2110715830,2510553,521760Ярославская область1469011017,5734515144

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения ( 42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком» .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено — теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Как посчитать доход мамы за два года до наступления страхового случая

Величина пособия зависит от дохода, полученного за 2 календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Доходом считаются все выплаты и вознаграждения на которые были начислены страховые взносы.

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Например, в декабре 2020 г. вы вышли на работу из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. В апреле 2021 ушли в отпуск по уходу за ребенком снова.

В то же время из двух лет (2021 и 2020), приходящихся на расчетный период, в 2019 г. вы находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит вы вправе заменить этот год на более ранний год, например 2017 г.

Замена календарных лет по которым рассчитывается средний доход, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

Например, если в 2019 – 2020 годах вы находились в отпуске до 1,5 лет а новый отпуск наступил в 2021 году, то 2019 и (или) 2020 годы можно заменить только на 2017 год и (или) на 2018 год, а не на вообще любые годы.

Размер детского пособия до 16 лет

Поскольку пособие является региональным, то порядок его назначения и выплаты автономно определяют субъекты РФ. Об этом свидетельствует ст. 16 ФЗ РФ № 81. Следовательно, все вопросы, связанные с индексацией, размером, периодичностью выплат и др., следует уточнять по месту жительства.

Новое пособие смогут получить действительно нуждающиеся родители. Например, ребенок живет с матерью, нуждающейся в денежной помощи. Если она на алименты не подавала, пособие ей не назначат. Для его получения ей нужно сначала оформить алименты. Затем с учетом размера алиментов будет определен среднедушевой доход семьи (матери с ребенком). И только если он окажется меньше, чем региональный ПМ, ей назначат детские до 16 лет.

Еще один наглядный пример. Допустим, женщина, вдова, единственный родитель, живет с детьми 9 и 15 лет в собственной квартире. Другой собственности не имеет. Работает постоянно, получает зарплату. С мая 2021 года по апрель 2022 года она заработала 350 000 руб. Нужно определить, полагаются ли ей детские пособия до 16 лет, и если да, то в каком размере.

Допустим, региональный детский ПМ на 2022 год равен 13 317 руб. Среднедушевой доход ее семьи равен:

350 000 / 12 / 3 = 9722 руб.,

где:

  • 350 000 — доход мамы за год;
  • 12 — количество месяцев в году;
  • 3 — количество человек в семье (двое детей и мать).

Получившаяся сумма меньше, чем 13 317 руб. Следовательно, женщина имеет право на пособие для своих детей, пока они не достигнут 17 лет.

Сумма пособия = 50% ПМ на одного ребенка. У женщины двое детей. То есть на двоих детей она получит 13 317 руб.

Какие пособия выплачиваются до достижения ребенком 18 лет? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кому выплачивают детское пособие с 8 до 16 лет

ВАЖНО! Вместо рассматриваемого пособия с 2023 года введено единое пособие как мера поддержки семей с детьми до 17 лет. Подробнее об этом пособии мы писали в статье.

Порядок назначения и выплаты единого пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка описан в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Новые пособия предусмотрены не только для детей, но и для беременных и финансируются из местных бюджетов. При этом денежная помощь имеет целевой характер и предназначена лишь для малоимущих и неполных семей.

Неполная семья — это когда у ребенка один родитель. Это значит, что одинокая мать либо одинокий отец живет вместе с несовершеннолетним ребенком (детьми), растит, воспитывает и отвечает за него. Например, неполной семьей считается женщина, родившая вне брака, либо вдова (вдовец) с несовершеннолетним ребенком. Малоимущая семья — это когда среднедушевой доход семьи меньше регионального прожиточного минимума на детей (ПМ). Например, в Москве прожиточный минимум на детей на 2022 год утвержден постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1597-ПП и составляет 16 174 руб.

Согласно новой редакции закона «О государственных пособиях…» от 19.05.1995 № 81-ФЗ с 01.07.2021 платить по-прежнему будут путинское пособие до трех лет на первого и второго детей, если среднедушевой доход семьи меньше двух региональных ПМ. Помимо его и других стандартных выплат ежемесячно будут платить:

  1. Пособие беременным женщинам из малоимущих семей, вставшим на ранний учет в женской консультации. Сумма составляет 50% ПМ, установленного для трудоспособных граждан.
  2. Пособие для детей от 8 до 16 лет включительно — единственному родителю и родителям со статусом малоимущих в сумме 50% ПМ для детей.

Единственный родитель — это тот, кто записан в свидетельстве о рождении ребенка, при этом данные о втором родителе отсутствуют (стоит прочерк). Либо в свидетельстве записан отец на основании заявления, поданного матерью. Либо второй родитель умер, пропал без вести. Например, мать-одиночка, вдовец.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *