Статья 18 права потребителя при обнаружении в товаре недостатков комментарии
Статья 18 Закона РФ “О защите прав потребителей” регулирует права потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре. Если потребитель обнаруживает недостатки в товаре, которые не были оговорены продавцом, у него есть несколько вариантов выбора:
- Потребитель может потребовать замену товара того же бренда (модели и/или артикула).
- Потребитель может потребовать замену товара на такой же товар другого бренда (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
- Потребитель может потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.
- Потребитель может потребовать незамедлительного и бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов, понесенных им или третьим лицом на исправление этих недостатков.
- Потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата полной суммы, уплаченной за товар. В этом случае потребитель должен вернуть товар с недостатками за счет продавца.
Кроме того, потребитель имеет право потребовать полного возмещения убытков, понесенных в результате покупки товара ненадлежащего качества. Убытки должны быть возмещены в установленные законом сроки для удовлетворения требований потребителя.
Для технически сложных товаров, если в них обнаружены недостатки, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы или замены товара того же бренда (модели, артикула) или товара другого бренда (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня получения товара. После истечения этого срока указанные требования могут быть удовлетворены в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных сроков устранения недостатков или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока более 30 дней из-за многократного устранения различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требования, описанные в статье 18, могут быть предъявлены потребителем продавцу, а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель также имеет право предъявить эти требования изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований, потребитель может вернуть товар ненадлежащего качества изготовителю или импортеру и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку его качества. Потребитель имеет право присутствовать при проверке качества товара.
В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель также имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами может обжаловать заключение экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли по обстоятельствам, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель должен возместить расходы продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, связанные с проведением экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер несет ответственность за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не исполняет эту обязанность или отсутствует в месте нахождения потребителя, доставку и/или возврат товаров может осуществлять сам потребитель. В этом случае продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить расходы, связанные с доставкой и/или возвратом указанных товаров.
Статья 18 Закона РФ “О защите прав потребителей” устанавливает важные права потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре и защищает его интересы, обеспечивая возможность замены товара, соразмерного уменьшения цены, устранения недостатков или возврата уплаченной суммы. Это помогает обеспечить справедливые условия для потребителей при покупке товаров и защитить их от приобретения товаров ненадлежащего качества.