Приватизация и национализация как рычаги управления государственной и муниципальной собственностью
Государственная и муниципальная собственность – это категория, которая используется для обозначения комплекса правомочий по владению, распоряжению, пользованию имуществом, составляющим собственность муниципалитета, региона, Федерации.
Специфика собственности публично-правовых образований определяется значением государственного и муниципального имущества для реализации полномочий публичного управления. Иными словами, имущество, составляющее государственную и муниципальную собственность, должно использоваться должностными лицами и органами государственного и муниципального управления в соответствии со своими полномочиями для обеспечения развития экономики соответствующей территории и, как следствие, обеспечения трудовых прав граждан, занятости населения, его стабильного дохода и пр.
Таким образом, эффективность использования государственного и муниципального имущества, эффективность управления таким имуществом должна оцениваться не только с точки зрения экономической эффективности, но и с точки зрения социальной полезности.
Спектр объектов государственной и муниципальной собственности не ограничен. Это может быть любое имущество.
Кроме специфических функций, которые призвана решать государственная и муниципальная собственность, спецификой обладают и методы, которыми реализуется управление такой собственностью.
Значение управления государственной собственностью
Государство для обеспечения функционирования системы публичного управления и непосредственного решения задач публичного управления наделяется имуществом, которое составляет государственную собственность. Эффективность управления государственной собственностью определяет не только эффективность функционирования системы публичного управления и решения задач публичного управления, но и эффективность экономического развития государства в целом и отдельных территорий.
Сегодня в теории публичного управления все чаще отмечается недостаточная эффективность управления государственной собственностью, в том числе неэффективность функционирования хозяйственных обществ с участием государства, государственных предприятий. При этом отдельными авторами указывается на то, что государственные предприятия и организации с участием государства функционируют чаще всего в стратегически значимых отраслях, и потому эффективность их функционирования не должна оцениваться только с точки зрения прибыли, необходимо учитывать и социально полезный эффект от функционирования таких организаций.
Роль государственной собственности в управлении экономическими процессами
Смешанная система хозяйствования характерна для большинства современных стран. Она состоит из элементов традиционной, командной и рыночной экономики. Последняя охватывает большую часть системы хозяйствования. Влияние рыночного механизма способно приводить национальную экономику в баланс. Каждый субъект обладает независимостью и правом свободно распоряжаться собственным имуществом. Роль государственного регулирования резко ограничена. У власти остаются косвенные инструменты влияния преимущественно через финансовую систему.
Управление государственной собственностью так же позволяет влиять на экономические процессы. Эффективное использование государственного имущества способно обеспечить экономическую стабильность, а также выполнить социальные функции, среди которых:
- Формирование материальных предпосылок для обеспечения устойчивого воспроизводства.
- Создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства.
- Быстрое реагирование на кризисы.
Государственная собственность важна для стран, где экономика не достаточно стабильна. Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства не дает реализовывать инновационные проекты, внедрять крупные экономические программы. В этом случае флагманом становятся государственные предприятия. Специалисты считают, что укрепление государственной собственности является одной из приоритетных задач. Чтобы закрепить за государством его права предлагается запретить приватизацию стратегических важных объектов. Если планируется приватизация крупных объектов инфраструктуры, то сначала предлагается сдать их в аренду на длительное пользование. Со стороны государства необходимо проводить модернизацию фондов, стимулировать научно-технические разработки и их внедрение в работу сектора.
Таким образом, государственная собственность способствует укреплению макроэкономической стабильности. Она поддерживает национальную и экономическую безопасность, помогает создать устойчивые связи с внутренними и внешними субъектами хозяйствования.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Методы управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений
Специфические функции, которые призваны решать государственная и муниципальная собственность в системе публичного управления, определяют специальные подходы к управлению.
Методы управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночных отношений должны соответствовать следующим принципам:
- недопустимость излишнего вмешательства государства в экономические отношения частных субъектов, то есть в рыночные отношения. Игнорирование названного принципа может привести к монополизации рынка, отдельных его секторов и выстраиванию необоснованных административных барьеров к развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в приоритетных для отечественной экономики сферах;
- формирование благоприятной среды для свободной реализации физическими лицами, организациями своих экономических прав при обеспечении поддержки приоритетных, стратегически важных для отечественной экономики отраслей.
Итак, методы управления государственной и муниципальной собственностью – это система способов, инструментов и приемов, посредством которых государство и муниципалитеты в лице должностных лиц и органов публичного управления реализуют управленческое воздействие на отношения собственности для осуществления функций и задач публичного управления.
Для управления государственной и муниципальной собственностью используются два основных вида методов:
- организационно-правовые. Эти методы опосредуют распорядительное воздействие на отношения по владению, использованию и распоряжению государственным и муниципальным имуществом и предполагают установку принципов и правил, регламентирующих процессы приобретения, передачи и иного распоряжения, а также использования государственного и муниципального имущества. Здесь применяются следующие инструменты: издание административных актов, утверждение нормативных процедур управления и пр.;
- организационно-экономические. Названные методы опосредуют управленческое воздействие государства и муниципалитетов в отношении имущества, которое передано для реализации функций публичного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.
Так, к числу основных методов решения управленческих задач в отношении государственной и муниципальной собственности относятся:
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством его продажи;
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством передачи такого имуществом по договорам аренды;
- формирование на основе имущества, составляющего государственную и муниципальную собственность, предприятий;
- направление имущества, составляющего государственную и муниципальную собственность, в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций;
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством инвестирования;
- использование государственного и муниципального имущества для решения задач публичного управления в рамках государственно-частного партнерства с представителями бизнеса.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Перспективы развития управления государственной собственностью
В практике публичного управления сегодня наметились противоречия между разработкой и реализацией целей управления государственным имуществом:
- органы управления – Министерство экономического развития и Росимущество – прогнозируют и планируют увеличение поступлений в бюджеты в виде прибыли от управления государственным имуществом, при этом фактически происходит процесс сокращения объектов государственной собственности;
- государство связывает цели управления государственным имуществом с выполнением государственных функций, при этом предусматривается отчуждение имущества, которое востребовано в экономическом обороте;
- возрастание сложности управления, в том числе за счет роста объема законодательной и программной базы управления государственным имуществом.
В качестве приоритетных тенденций развития управления государственной собственностью можно выделить следующие:
- формирование единой законодательной базы управления государственным имуществом;
- оптимизация и повышение эффективности процессов приватизации и аренды государственного имущества;
- недопущение вывода активов из организаций, в которых участвует государство и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24