Нужно ли оставлять лимиты в текущем году, если контракт переходящий
По правилам, госконтракт надо показать в плане-графике того года, в котором будете его исполнять. То есть контракты с оплатой и исполнением в 2024 заказчики отражают в ПГ закупок 2024 г., а те, что планируют на 2025 г., вносят в раздел для 2025 г.
Бывает и обратная ситуация. Контракт заключили и частично исполнили в 2023 г. Но денег не хватило, и исполнение контракта переносят на 2024 г. Эту закупку тоже надо показать в двух планах, поскольку лимиты и остатки не переносятся на следующий год.
Вот как провести переходящую процедуру в таком случае:
- Заключите с поставщиком дополнительное соглашение. Измените условия и сроки оплаты по первоначальному контракту.
- Внести исправление в план-график закупок текущего года. Укажите в нем фактическую сумму исполнения переходящего контракта.
- Предусмотрите неоплаченный остаток по контракту в ПФХД на 2024 г. Напишите письмо распорядителю, объясните причину возникновения недоплаты по переходящей закупке.
- При разработке плана-графика на 2024 учтите сумму, которую не доплатили поставщику. Пропишите этот остаток как отдельную — переходящую — закупку со сроком оплаты и исполнения в 2024 г.
- Опубликуйте план-график закупок на 2024 г. в ЕИС. Как только наступит следующий фингод и вам доведут деньги, заплатите поставщику. Подпишите акт сверки и закройте переходящий контракт.
- Оплата закупок за счет бюджетных средств
- Как по 44-ФЗ получить аванс в 2023 году
- Если финансирование по контракту подлежит казначейскому сопровождению
- Если финансирование по контракту подлежит казначейскому сопровождению, а сами госконтракты заключили для реализации решений о проведении капвложений в объекты капитального строительства госсобственности РФ на территориях новых российских субъектов — ДНР, ЛНР, Запорожской и Харьковской областей.
Оплата закупок за счет бюджетных средств
И ПФХД, и план-график утверждают на три года. А поскольку лимиты бюджетных обязательств доводят под плановые документы, заказчик получает ЛБО на те же три года. Это означает, что он может запланировать закупку в одном периоде, а провести, исполнить и оплатить — в другом. Главное, чтобы год исполнения попадал на утвержденный период планирования.
Действующие нормативы не запрещают такую схему: и БК РФ, и 44-ФЗ допускают закупки с оплатой и исполнением в следующем году. То есть заказчик сможет запланировать тендер в 2023, но провести закупку, исполнение и оплату в 2024 или даже в 2025: все потому, что в конце 2023-го бюджетники получат финансирование и на 2024, и на 2025-2026 гг. Но надо соблюдать правила.
Вот случаи, когда заказчик сможет провести переходящую закупку (ст. 72 БК РФ):
- когда утвердили и довели ЛБО на три финансовых года — очередной и два последующих. Но рекомендуем корректно прописать условия контракта, чтобы у ФАС не было повода придраться. Предусмотрите в тексте соглашения отлагательное условие — напишите, что заключаете контракт в текущем году, но на финансирование следующего года. И укажите, что оплата и исполнение тоже пройдут в следующем году;
- когда необходимы работы и услуги длительного цикла. Такие контракты называют долгосрочными — этот статус присваивают только госорганы, к примеру, правительство, местная администрация, муниципалитет. Для подтверждения долгосрочности органы власти выпускают специальные решения, они и станут основанием для многолетнего — переходящего — финансирования. В решении указывают цель, объемы и сроки финансирования;
- когда требуется закупка товаров по госпрограмме вооружения. В таком случае тоже допускаются переходящие контракты, обычно их заключают на весь срок действия государственной программы;
- когда заключают СПИК — контракты со встречными инвестиционными обязательствами. Это тоже долгосрочные соглашения, которые заключают по аналогии с договорами по госпрограммам;
- когда заключают энергосервисный контракт. И снова правила те же: долгосрочный госконтракт, цену которого рассчитывают в процентах от стоимости экономии на энергоресурсах.
На практике часто возникает ситуация, когда переходящий на следующий год контракт заключают концом декабря. Законом это не запрещено. Если у вас уже есть лимиты и ассигнования, а значит, и финансирование на следующий год, вы вправе подписать контракт в году уходящем — хоть с началом исполнения с 1 января, хоть с 1 июня. Главное, пропишите отлагательное условие об оплате и исполнении в следующем году (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Не запрещено заключать госконтракты и 1 января, но в связи с тем, что это выходной день, и новогодние праздники продлятся до 8 января включительно, все это время контракт не зарегистрируют и не выделят под него денежные обязательства.
Регистрация — еще одно обязательное условие для исполнения переходящего контракта. Заказчики обязаны регистрировать каждый госконтракт в Казначействе (ТОФК), и соглашение с оплатой и исполнением в следующем году не являются исключением. Пока контракт не зарегистрирован, оплачивать его нельзя (ст. 72 БК РФ). Конкретное соглашение финансируют — выделяют денежные обязательства — только после его регистрации. Казначеи фиксируют в своей рабочей программе ИГК — идентификатор госконтракта. И когда заказчик начнет платить поставщику, хоть в следующем году, хоть через год, в ТОФК сверят ИГК контракта и всех закрывающих документов. По идентификатору проверят и финансирование, и лимиты обязательств. Если есть несовпадения, к примеру, заказчик превысил выделенный бюджет, платеж не проведут.
Как по 44-ФЗ получить аванс в 2023 году
В 2023 году допускается авансирование от 50 до 90% от суммы договора. Получатели средств федерального бюджета устанавливают повышенное авансирование по особым правилам (п. 2, 3 ПП РФ № 348 от 06.03.2023).
Если финансирование по контракту подлежит казначейскому сопровождению
Заказчики обязаны установить предоплату в размере от 30% до 50% и прописать такое условие в госконтракте. В обоих случаях авансирование проводят строго в пределах лимитов бюджетных обязательств на финансовый год. Если заказчик заключает многолетний контракт и текущих лимитов недостаточно для авансирования, он включает условие о выплате частичного авансового платежа в текущем году, а другую часть предоплаты перечисляет до 1 февраля следующего года за счет лимитов очередного финансового периода.
Если финансирование по контракту подлежит казначейскому сопровождению, а сами госконтракты заключили для реализации решений о проведении капвложений в объекты капитального строительства госсобственности РФ на территориях новых российских субъектов — ДНР, ЛНР, Запорожской и Харьковской областей.
В таком случае заказчик обязан прописать аванс от 30 до 90% суммы контракта.
Кроме того, заказчик вправе включить в договор до 100 000 000 руб. условие об авансировании, не дожидаясь решения правительства (п. 9 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ от 05.12.2022, п. 5 ПП РФ № 348). Основанием для предоплаты станет правовой акт главного распорядителя бюджетных средств.
Правила из ПП РФ № 348 действуют на федеральном уровне. Но правительство рекомендовало регионам принимать аналогичные меры и выпускать локальные акты о порядке предоплаты в 2023 году.
Например, в Московской области аванс в 2023 году регулируется Постановлением Правительства МО № 282/10 от 25.03.2022.
В 2023 году положения п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ применяют и к заключенным на срок менее одного года госконтрактам на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. По решению правительства, некоторые заказчики вправе изменить такие контракты, которые заключили до 31.12.2022, при соблюдении определенных условий. Кроме того, соблюдая п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, стороны смогут изменить существенные условия строительных контрактов, заключенных до 31.12.2022, на год и больше с ценой от 1 млн руб. и более, если в процессе их исполнения возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и из-за которых нельзя выполнить работы.
Напомним, что при казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса за услуги 44-ФЗ (для товаров и работ те же правила), а по закупкам с ограничениями для субъектов малого предпринимательства, по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, — от цены контракта, уменьшенной на размер авансирования. Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком авансирования. А вот полагать, что аванс устанавливают не от цены контракта, а от НМЦК — ошибка. Авансирование рассчитывают от цены госконтракта.
До конца 2024 года ГРБС федерального бюджета и их подведомственные учреждения прописывают в госконтракте аванс минимум 80% цены соглашения, но не больше лимитов бюджетных обязательств. Такая обязанность возникает при закупках некоторых промышленных товаров, если устанавливаются запрет или ограничения на допуск иностранной продукции (п. 1, 2 Постановления Правительства РФ № 2411 от 24.12.2022).