Кто виноват при одновременном перестроении в одну полосу на встречке
Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.
- Кто должен уступить при одновременном перестроении в 2024 году?
- Если машины выполняют синхронное перестроение из крайних полос в среднюю
- Если перекрёстное перестроение
- При одновременном перестроении из одного ряда
- При сужении дороги
- А если на дороге нет разметки?
- Кому вы обязаны уступить дорогу при повороте налево обоим транспортным средствам?
- ДТП при перестроении – кто виноват?
- Какой штраф за неуступление дороги при одновременном перестроении?
- Есть ли скидка?
- Штраф за неправильное использование полос разгона и торможения
- Штраф за неправильное перестроение
Кто должен уступить при одновременном перестроении в 2024 году?
Теперь на конкретных примерах разберём, кто кому уступает во время одновременного перестроения. Здесь есть несколько тонкостей, на которые следует обратить внимание. Но давайте по порядку!
Если машины выполняют синхронное перестроение из крайних полос в среднюю
Начнём с ситуации, когда автомобили едут каждый в своей полосе и оба водителя решают перестроиться в среднюю полосу. Чаще всего такой ситуации присуще опережение впереди едущих машин из того же ряда. В результате оба автомобилиста окажутся в центральной полосе. Осталось понять, кто кому должен уступить дорогу?
Эта ситуация исчерпывающе регламентирована пунктом 8.4 Правил. При одновременном перестроении транспортных средств, которые движутся в попутном направлении, преимущество у того автомобиля, который располагается справа.
Для наглядности рассмотрим картинку:
Синий и жёлтый автомобиль совершают одновременное перестроение в среднюю полосу. Здесь действует правило «правой руки», согласно которому уступить должен тот, кто едет левее от целевой полосы. В нашем случае уступает жёлтый, а синий имеет приоритет при маневрировании.
Но будьте внимательны. В плотном потоке машин очень важно следить не только за обстановкой на соседней полосе, но и обращать внимание и дальше, через полосу. Иначе, если вы, к примеру, едете слева, можно не заметить, что из крайней правой перестраивается другой водитель, которому вы обязаны уступить, как это предписывает п. 8.4 ПДД.
Если перекрёстное перестроение
Здесь автомобили едут в соседних полосах и цель перестроения – поменяться местами. Поскольку траектории транспортных средств пересекаются, нам снова нужно понять, кто должен уступить, а кто проедет первым.
Но и тут всё просто. Если оба водителя решат совершить одновременное перекрёстное перестроение, то в 2024 году им следует руководствоваться правилом «правой руки». Согласно пункту 8.4 Правил, уступает тот автолюбитель, который по завершении манёвра уйдёт в правую полосу/ряд.
Хоть этот манёвр и выглядит относительно простым, на практике при перекрёстном перестроении часто случаются аварии. А всё потому, что когда автомобили движутся параллельно, водителю не видны указатели машины оппонента. Из-за этого он может не распознать манёвр или заметить перестроение второго автомобиля слишком поздно. Как этого избежать? Либо ускориться, либо сбавить скорость, чтобы отследить по зеркалам поворотники второго автомобиля.
При одновременном перестроении из одного ряда
Третья ситуация с одновременным перестроением, но на этот раз не из соседних полос, а из одного ряда. Один автомобиль двигается впереди, а другой позади него. Обоим водителям нужно совершить перестроение в одну и ту же полосу. Кто имеет приоритет?
При таком раскладе положения п. 8.4 ПДД уже неприменимы, поскольку транспортные средства располагаются в одном ряду, а не в двух соседних. Зато здесь применяется правило не создавать помех другим участникам дорожного движения. Но только в контексте того, кто быстрее займёт целевую полосу.
В чём тут дело? А в том, что после того, как одна из машин занимает ряд, она автоматически получает преимущество в движении. Второму водителю, который тоже перестраивался, но не успел занять целевую полосу, остаётся уступить первому водителю.
Например, если синий автомобиль успеет первым перестроиться вправо и окажется на целевой полосе, водителю жёлтого ТС придётся уступить, и только потом самому перестроиться. Если первой на полосе окажется жёлтая машина, то преимущество будет уже у её водителя, а синий автомобиль обязан уступить.
Так, в Казани водителю удалось отменить штраф по части 3 по ст. 12.14 КоАП за неуступление дороги, поскольку автомобилист привел фотодоказательства, что он перестроился на целевую полосу раньше оппонента и ничего не нарушил (Решение Приволжского районного суда г. Казани № 12-1039/2017 от 13 июня 2017 года).
При сужении дороги
Есть ещё одна ситуация, когда мы говорим про одновременное перестроение. И касается она сужения проезжей части с обеих сторон. Там, где дорога сужается слева, водителю нужно перестроиться направо, а там, где полоса заканчивается с правого края – совершить манёвр влево. В результате оба водителя встретятся на средней полосе, которая впоследствии станет для них общей.
При так называемом одновременном перестроении в «горлышко» в 2024 году действует правило правой руки. В соответствии с ПДД уступает тот, кто слева, а въезжающий на средний ряд справа имеет преимущество. Если быть точнее, вначале оба водителя пропускают едущий поток по целевой полосе, затем автолюбитель из левого ряда даёт перестроиться правому водителю, и только потом сам меняет полосу.
А если на дороге нет разметки?
Тогда следует руководствоваться пунктом 9.1 ПДД, который предписывает в случае отсутствия знаков и разметки определять ширину проезжей части и прочие габариты самим водителям. То есть вы должны визуально разделить дорогу на две и более полосы, а затем прикинуть, где нужно ехать.
Но и здесь действует правило помехи справа, поскольку речь идёт об одновременном перестроении. Поэтому, согласно пункту 8.4 Правил уступает тот, кто едет слева, а право въезда на целевую полосу имеет водитель справа.
Кому вы обязаны уступить дорогу при повороте налево обоим транспортным средствам?
Знаки приоритета «не работают». При повороте налево Вы уступаете автобусу, движущемуся прямо со встречного направления, и пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую Вы поворачиваете. (Пункты 13.1, 13.3, 13.4 ПДД).
ДТП при перестроении – кто виноват?
В любом происшествии вина лежит на том, кто нарушил Правила. Если это сделали оба участника, то вина обоюдная, и страховое возмещение получат оба участника в размере степени своей невиновности.
Но на практике 2024 года даже такой простой манёвр как перестроение зачастую бывает спорный ввиду отсутствия веских доказательств у участников движения о том, кто же всё-таки должен был уступить дорогу.
И камнем преткновения в большинстве таких случаев служат 2 противоположных нарушения, на который ссылаются водители как нарушение другого участника:
- нарушение пункта 8.4 ПДД – обязанности уступить дорогу при перестроении,
- нарушение пункта 9.10 Правил – несоблюдение дистанции.
Во втором случае один из водителей просто утверждает, что перестроился уже давно, а второй участник просто не успел среагировать или не желал притормозить и въехал ему в заднюю часть автомобиля. Да и приехавшие оформлять ДТП сотрудники ГИБДД часто не разбираются:
“Видишь ты его ударил в задний бампер? Значит, это не он нарушил 8.4, иначе удар был бы в боковую часть, а ты!”
Как итог – постановление в нарушение 9.10 (дистанция), или, что реже, пункта 10.1 (неверно выбранная скорость) и вина на перестроившегося раньше или вообще двигавшего в своей полосе.
Но это в корне неверно. И вот почему!
При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Сам этот термин по существу означает, что уступающий не должен своим манёвром заставить другого водителя замедлить скорость и/или изменить траекторию движения. Если, перестраиваясь, уступающий вынуждает увеличить дистанцию тому, кто имеет приоритет, то это и есть нарушение пункта 8.4 Правил дорожного движения.
И тем более данное нарушение имеет место, если допущено ДТП. Потому ни о каком нарушении того, кто имеет преимущество, не может идти и речи.
Конечно, исключением является ситуация, когда один водитель уже перестроился и долгое время ехал в потоке других авто. Даже если он нарушил 8.4, а у имеющего приоритет было достаточное время, чтобы увеличить дистанцию, но он по тем или иным причинам этого не сделал, то варианты полной вины сзади едущего не исключены.
Какой штраф за неуступление дороги при одновременном перестроении?
Несоблюдение ПДД в части уступления дороги предусматривает только административную ответственность.
Если вы должны были уступить дорогу другому автомобилю, но не сделали это при одновременном перестроении, на вас оформят постановление по части 3 ст. 12.14 КоАП со штрафом 500 рублей или письменным предупреждением от инспектора ГИБДД. Но чаще всё же выписывают штраф.
Есть ли скидка?
Да.
На большинство штрафов ГИБДД распространяется действие скидки, и статья 12.14 КоАП не исключение. Она не входит в перечень статей из части 1.3 ст. 32.2 КоАП, наказания в рамках которых нельзя оплатить с дисконтом. Поэтому, если вам выписали штраф за неуступление дороги при одновременном перестроении, то в первые 20 дней с даты постановления можно заплатить половину штрафа (250 рублей вместо 500).
Штраф за неправильное использование полос разгона и торможения
В настоящее время КоАП не предусматривает наказаний за неправильный разгон или торможение.
Например, если водитель будет тормозить на основной полосе, а лишь затем перестроится на полосу торможения, то штраф на него наложен не будет.
Единственная ситуация, в которой можно получить штраф, – это непредоставление преимущества при перестроении. Причем это касается как перестроения с полосы разгона, так и перестроения на полосу торможения. При перестроении в любом случае следует уступить дорогу транспортным средствам, уже движущимся по полосе.
В противном случае штраф будет наложен по части 3 статьи 12.14 КоАП и составит 500 рублей . Вместо штрафа может быть наложено и предупреждение.
В завершение хочу отметить, что переходно-скоростные полосы делают жизнь водителей гораздо удобнее, поэтому нужно пользоваться всеми их преимуществами.
Удачи на дорогах!
Спасибо Максиму Калашникову. Довольно оперативно и грамотно.
Спасибо!
Наконец-то понял, зачем на таких полосах ставят знаки “Уступи дорогу” и рисуют стоп-линию. Этакое послание: “если уж вам надо остановиться, то останавливайтесь здесь, а не в конце полосы.” Правда, длины полосы обычно недостаточно для набора скорости потока после остановки. Так что место в потоке лучше намечать заранее, ещё во время движения по ответвлению, подбирая скорость так, чтобы после набора скорости на полосе разгона уже оказаться напротив промежутка. Дорожники, правда, и такой возможности водителей стараются лишить, ограничивая обзор дороги забором.
Самый неприятный вариант, это, конечно же, “ножницы”, когда полоса одновременно является и полосой разгона, и полосой торможения. Кстати, считается ли нарушением п. 8.4 ситуация, когда перестроившийся на эту полосу для съезда с дороги снижает скорость, тем самым заставляя снижать скорость тех, кто должен был использовать её как полосу разгона?
Keeper_Riff , в данном случае каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Пусть автомобиль А едет по дороге и планирует использовать дополнительную полосу для торможения. Автомобиль Б едет по полосе и использует её для разгона. В этом случае автомобиль А едет с максимально разрешенной скоростью (60 км/ч). Автомобиль Б едет со скоростью меньше или равной 60 км/ч (если он уже успел разогнаться по максимуму). То есть в момент перестроения автомобиль А не создает помех автомобилю Б, т.к. его скорость больше.
Когда автомобиль А перестроился, его скорость все еще 60 км/ч. Он начинает тормозить, однако пункт 8.4 в данном случае уже не применяется, т.к. перестроение завершено.
На практике может сложиться, что автомобиль А имеет меньшую скорость и, действительно, создает помехи при перестроении. При этом нужно также иметь в виду, что термин “уступить дорогу” говорит о том, что автомобиль Б не должен менять скорость движения, а не ускорение. То есть если автомобиль Б прекратил ускоряться, но сохранил скорость, то автомобиль А правила не нарушил.
Удачи на дорогах!
Кто же все таки должен уступать при одновременном перестроении, когда полоса является и разгонной и тормозной одновременно (обычно на развязках так)? Считаю что в данном случае действует помеха справа. Так же едущий прямо по разгонной полосе не обязан уступать. Вина будет у совершающего маневр. Хотя перестраивающиеся слева считают себя на главной дороге.
Андрей , как правило на указанных развязках наносят разметку, указывающую место, где следует уступить дорогу. Если автомобиль уже проехал эту разметку, то он находится на той же дороге, что и едущие прямо. Т.е. при одновременном перестроении он имеет преимущество, т.к. находится справа.
Удачи на дорогах!
Кто-нибудь может объяснить смысл полос разгона в городе? Я понимаю на трассе, где несутся под 90 – просто так не выедешь. Но там и полоса достаточно длинная, и машин немного, ее легко использовать по назначению. Но в городе скорости не такие высокие. К тому же на регулируемом перекрестке вместе с тобой едут только поворачивающие налево из встречного потока. Без полосы разгона все просто: ты поворачиваешь в правую, они поворачивают в левую, а если кто хочет повернуть в правую, тот должен будет пропустить. А с полосой, ты обязан стать на ней и высматривать в зеркало окно. Каким образом это более безопасно, чем повернуть сразу в основную полосу, видя перед собой всех, с кем теоретически можно столкнуться, пока они поворачивают в левую полосу на скорости, далекой от максимальной? А если за поворотом еще и остановка, а ты стоишь перед ней, мешаешь автобусам?
При организации такой полосы предпочтение отдаётся пропускной способности основной (основных) полос. В Вашем случае – ТС, поворачивающих налево со встречного Вам направления – чтобы вы им уступали, выезжая (перестраиваясь) с полосы разгона на основную полосу.
Разъяснительную кто имеет преимущество в этой ситуации.Л легковой автомобиль движется по полосе разгона,включив поворот,намеревается перестроиться в левую полосу.По левой полосе движется Грузовой автомобиль с включенным правым поворотом,так как сужение проезжей части происходит с обоих полос в (Бутылочное горло) Соответственно оба автомобиля намереваются совершить маневр в 1 полосу.Кто в такой ситуации должен уступить дорогу???
Если это действительно полоса для разгона, то уступает перестраивающийся с неё (п 8.10 ПДД).
Здравствуйте, выезжая на полосу разгона я двигаюсь по своей полосе или совершаю маневр?
Поясню. Выезжаю на разгонную, которую традиционно используют для высадки пассажиров у метро. Остановки общественного транспорта в этом месте нет.
Если кто-то в нарушении разметки перестраивается для высадки пассажира и происходит ДТП, кто будет признан виновным?
А если разметка стёрлась, но знак конца разгонной полосы есть?
Алексей-603 , здравствуйте.
Если Вы едете прямо, а другой автомобиль перестраивается, то виноват в ДТП будет второй водитель. Не зависимо от наличия разметки.
Удачи на дорогах!
Трасса, по 1 полосе в каждую сторону, знак начала тормозной полосы перед перекрестком, машин больше нет. После перекрестка тормозит ДПСник и пытается штрафануть за моё движение по левой полосе, при наличии двух полос в одну сторону (перед перекрестком на левой полосе разметка только прямо, на правой прямо-направо). Нарушение есть?!
штрафануть за моё движение по левой полосе, при наличии двух полос в одну сторону (перед перекрестком на левой полосе разметка только прямо, на правой прямо-направо). Нарушение есть?!
Если Вы двигались прямо по левой полосе вне населённого пункта при свободной правой, значит есть нарушение.
… Нарушение есть?!
Алексей-638 , требование, чтобы на пустой загородной трассе и постоянной скорости выше 80 км./ч. водитель непременно заруливал на все встречающиеся справа разгонно-тормозные полосы выглядит абсурдно. Поэтому п.9.4. ПДД для таких полос вряд ли применИм.
Небольшое дополнение.
5.15.3 “Начало полосы”. Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения.
5.15.5 “Конец полосы”. Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.
Из определения знаков следует, что они могут обозначать не только разгонно-тормозные полосы, но и дополнительные полосы на подъёме (подъём иногда бывает весьма условный). Граница между полосами в этом случае обозначается разметкой 1.5, а не более широкой разметкой 1.8.
На таких участках, безусловно, в соответствии с требованием п.9.4 ПДД следует перестраиваться в правую полосу.
Вопрос,если несколько машин на полосе разгона,какая машина должна выезжать с нее первая? То есть может,ли машина вторая по порядку выехать первой,при этом загараживая полностью обзор впередистоящей? Еще иногда бывает сразу несколько перестраиваются выезжая на разных скоростях,создавая неприятную ситуацию,это законно вообще?
andrucho , если сплошная разметка не запрещает маневры на части разгонной полосы, то перестраиваться можно в любом месте. В том числе могут одновременно перестраиваться несколько автомобилей. Это не запрещено.
Если Вы хотите избежать подобной неприятной ситуации с автомобилями, перестраивающимися сзади одновременно, то остановитесь в начале полосы разгона, дождитесь свободного места в потоке автомобилей, резко наберите скорость и перестройтесь. В большинстве случаев это помогает.
Удачи на дорогах!
Вопрос: автомобиль, проехав АЗС, перестроился с главной дороги на полосу разгона, предназначенную для выезда с этой самой АЗС и ехал по полосе разгона задним ходом. Произошло столкновение с автомобилем, выезжавшим с АЗС (с прилегающей территории, со знаком 2.4 “Уступите дорогу”). Видимость ограниченная (закругление дороги с поворотом) водитель выезжавшего автомобиля контролировал левую сторону и автомобиль, ехавший задним ходом ему навстречу, заметил поздно, поскольку его там не должно было быть. Водитель автомобиля, двигавшегося задним ходом по полосе убежден, что его должны были пропустить, поскольку знак имеется 2.4. Спасибо за ответ!
Спасибо за ответ!
Ну, так как вопрос так и не был задан, то ответ может быть только в виде абстрактного комментария:
1) Требование “уступить дорогу” (или другими словами “преимущество оппонента”) перестает действовать только если оппонент осуществляет движение, которое тут в принципе запрещено (например, движение задом на автомагистрали, или через сплошную разметку, или по обочине и т.д.). Если движение задом тут в принципе допускалось, то “уступи дорогу” действует в полный рост.
2) При движении задом, требуется обеспечивать безопасность (что в контексте ПДД – не допускать ситуации, которая может закончится ДТП), прибегая при необходимости к помощи третьих лиц. Двигавшийся задом к помощи третьих лиц не прибегал, а сам поучаствовал в создании такой ситуации, т.е. не выполнил требования ПДД.
3) Если перейти от ПДД к причинению вреда, то усматриваются признаки обоюдной вины.
Штраф за неправильное перестроение
Одновременное перестроение в одну полосу нередко становится причиной ДТП и споров между водителями. Поэтому на нарушителя налагается штраф в размере 500 рублей согласно ч. 3 ст. 12.14 Административного кодекса Российской Федерации. Другое дело, если во время перестроения произошло ДТП. В таком случае разбирательство может затянуться и в зависимости от последствий происшествия при перестроении водитель вряд ли отделается штрафом.