Калашников в своей квартире на восьмом этаже пытался изнасиловать борисову,
Занятие первое
-
Понятие, содержание и значение субъективной стороны состава преступления.
-
Понятие вины. Сущность и формы вины.
-
Умысел и его виды.
Занятие второе
-
Неосторожность и ее виды.
-
Случай как невиновное причинение вреда (казус).
-
Двойная формы вины: понятие и особенности квалификации.
Занятие третье
-
Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления.
-
Ошибка в уголовном праве и ее юридическое значение
Практика
1. Егоров, желая отомстить Нилову, решил сжечь его дом. После того, как Нилов и его жена ушли на работу, Егоров облил в нескольких местах дом бензином и поджог его Вместе с домом сгорела 70-летняя мать Нилова, которая вследствие паралича ног не могла передвигаться Как оказалось, Егоров знал, что в момент поджога Нилова находилась дома, однако не предпринял мер к ее спасению потому, что боялся разоблачения В то же время на суде Егоров заявил, что смерти Ниловой не желал и очень сожалеет о случившимся.
Дайте понятие субъективной стороны и вины, проведите их соотношение Определите форму вины Егорова к поджогу дома и смерти Ниловой.
2. Лукин, находясь в ресторане в нетрезвом состоянии, попросил закурить у Сорокиной, сидевшей за соседним столом Сорокина угостила его сигаретой и сказала, что он сильно пьян. Находившийся рядом с Сорокиной Морозов также сделал замечание Лукину по поводу сильного опьянения и отсутствия сигарет. Когда через некоторое время Морозов стал выходить из ресторана, Лукин имеющейся у него отверткой нанес ему удар в грудь От повреждения сердца Морозов, не приходя в сознание, скончался.
Определите форму и вид вины в преступлении, совершенном Лукиным. Охарактеризуйте интеллектуальный момент этой вины.
3. Питая на почве личных отношений вражду к Теплову, Серегин выстрелил в него дважды с дальнего расстояния, имея намерение убить Теплова или причинить ему тяжкий вред здоровью, но оба раза промахнулся.
Определите вид (подвид) умысла Серегина. Какое влияние он оказывает на уголовную ответственность?
4. 14-летний Виктор Панов, полагая, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, похитил из учительского кабинета школы кассетный магнитофон, а из сумки одной учительницы — кошелек, в котором находилась тысяча руб.
Какая ошибка имела место, и как она влияет на вину и уголовную ответственность Панова?
5. Фусенко, ранее судимый за разбой, поздно ночью, увидев на одной из глухих улиц пьяного мужчину, раздел его и, забрав одежду, скрылся. Поскольку в эту ночь стоял мороз 40 градусов, пьяный гражданин замерз.
Решите вопрос о виновности Фусенко по отношению к смерти и хищению имущества.
6. На мосту возле села вечером были танцы. 20-летний Орлов, отличавшийся большой физической силой, решил попугать Федорову Н. Он поднял ее над перилами моста, но затем поскользнулся, потерял равновесие, и девушка упала в воду. Федорова была спасена, однако при падении она ударилась о старую сваю, в результате чего произошел перелом шейного позвоночника, отнесенный к тяжкому вреду здоровья.
Определите наличие вины в действиях Орлова, ее форму и вид, а также раскройте содержание интеллектуального и волевого моментов. Дайте отличие косвенного умысла от легкомыслия.
7. Калашников в своей квартире на восьмом этаже пытался изнасиловать Борисову, которая, спасаясь от насилия, пыталась перелезть на лоджию соседней квартиры, однако сорвалась и разбилась насмерть.
Определите вину Калашникова в отношении смерти Борисовой. Дайте понятие небрежности.
8. 16-летний Безбородов во время перемены в школе, где он учился, нанес два удара кулаком в живот ученику 8-го класса Юркину, причинив последнему побои. Однако через некоторое время Юркину была удалена почка, затронутая, как оказалось, одним из ударов.
По заключению экспертизы, тяжкие последствия (удаление почки) в данном случае наступили в результате имевшегося у Юркина заболевания, о котором не знали ни Юркин, ни его родители.
Имеется ли вина в действиях Безбородова? В чем заключается различие между небрежностью и невиновным причинением вреда?
9. Шофер Греков на управляемой им автомашине ехал по улице, не нарушая правил движения. Кириллов, переходивший улицу, неожиданно повернул назад непосредственно перед автомашиной Грекова и был им сбит.
Решите вопрос о виновности Грекова. Аргументируйте свое решение.
10. Гаврилов, придя домой в нетрезвом состоянии и поссорившись на этой почве с женой, умышленно нанес ей удар ножом в область бедра, что вызвало у потерпевшей кровопотерю. Никаких мер по оказанию помощи истекающей кровью женщине Гаврилов не оказал. В результате наступила ее смерть.
Какова форма вины в действиях Гаврилова.
11. Аксенова, познакомившись с Курбатовым на дискотеке, пригласила его к себе в гости. Проснувшись утром, она не обнаружила ни гостя, ни ценных своих вещей и имущества. Курбатов был осужден за кражу имущества с проникновением в жилище (ч.3 ст.158 УК РФ).
Дайте анализ субъективной стороны содеянного Курбатовым.
12. Короваев и Рябунов в нетрезвом состоянии затеяли драку. Рябунов, не справившись с Короваевым, побежал к себе во двор, схватил кол и выбежал с ним на улицу. В это время по улице проходил глава местной администрации Хмелько одетый также как и Короваев. Рябунов, приняв Хмелько за Короваева, нанес ему удар колом по голове. От полученного удара Хмелько умер.
Какой вид ошибки имеет место в данном случае? Влияет ли данная ошибка на форму вины Рябунова?
���� 9. ������������ ������� ������������ (6 �����)
������� ������
�������, ���������� � �������� ������������ ������� ������� ������������.
2. ������� ����. �������� � ����� ����.
������ � ��� ����.
������� ������
�������������� � �� ����. ������ ��� ���������� ���������� ����� (�����). ������� ����� ����: ������� � ����������� ������������.
������� ������
�������������� �������� ������������ ������� ������� ������������. ������ � ��������� ����� � �� ����������� ��������
��������
1. ������, ����� ��������� ������, ����� ����� ��� ���. ����� ����, ��� ����� � ��� ���� ���� �� ������, ������ ����� � ���������� ������ ��� �������� � ������ ��� ������ � ����� ������� 70-������ ���� ������, ������� ���������� �������� ��� �� ����� ������������� ��� ���������, ������ ����, ��� � ������ ������� ������ ���������� ����, ������ �� ���������� ��� � �� �������� ������, ��� ������ ������������ � �� �� ����� �� ���� ������ ������, ��� ������ ������� �� ����� � ����� �������� � �����������.
����� ������� ������������ ������� � ����, ��������� �� ����������� ���������� ����� ���� ������� � ������� ���� � ������ �������.
2. �����, �������� � ��������� � ��������� ���������, �������� �������� � ���������, �������� �� �������� ������ �������� �������� ��� ��������� � �������, ��� �� ������ ����. ������������ ����� � ��������� ������� ����� ������ ��������� ������ �� ������ �������� ��������� � ���������� �������. ����� ����� ��������� ����� ������� ���� �������� �� ���������, ����� ��������� � ���� ��������� ����� ��� ���� � ����� �� ����������� ������ �������, �� ������� � ��������, ���������.
���������� ����� � ��� ���� � ������������, ����������� �������. ��������������� ���������������� ������ ���� ����.
3. ����� �� ����� ������ ��������� ������ � �������, ������� ��������� � ���� ������ � �������� ����������, ���� ��������� ����� ������� ��� ��������� ��� ������ ���� ��������, �� ��� ���� �����������.
���������� ��� (������) ������ ��������. ����� ������� �� ��������� �� ��������� ���������������?
4. 14-������ ������ �����, �������, ��� ��������� ��������������� ��������� � 16 ���, ������� �� ������������ �������� ����� ��������� ����������, � �� ����� ����� ����������� � �������, � ������� ���������� ������ ���.
����� ������ ����� �����, � ��� ��� ������ �� ���� � ��������� ��������������� ������?
5. �������, ����� ������� �� ������, ������ �����, ������ �� ����� �� ������ ���� ������� �������, ������ ��� �, ������ ������, �������. ��������� � ��� ���� ����� ����� 40 ��������, ������ ��������� ������.
������ ������ � ���������� ������� �� ��������� � ������ � ������� ���������.
6. �� ����� ����� ���� ������� ���� �����. 20-������ �����, ������������ ������� ���������� �����, ����� �������� �� ������ �� ��� �������� �����, �� ����� �������������, ������� ����������, � ������� ����� � ����. �������� ���� �������, ������ ��� ������� ��� ��������� � ������ ����, � ���������� ���� ��������� ������� ������� ������������, ���������� � ������� ����� ��������.
���������� ������� ���� � ��������� ������, �� ����� � ���, � ����� ��������� ���������� ����������������� � �������� ��������. ����� ������� ���������� ������ �� �����������.
7. ���������� � ����� �������� �� ������� ����� ������� ������������ ��������, �������, �������� �� �������, �������� ��������� �� ������ �������� ��������, ������ ��������� � ��������� ��������.
���������� ���� ����������� � ��������� ������ ���������. ����� ������� �����������.
8. 16-������ ���������� �� ����� �������� � �����, ��� �� ������, ����� ��� ����� ������� � ����� ������� 8-�� ������ ������, �������� ���������� �����. ������ ����� ��������� ����� ������ ���� ������� �����, ����������, ��� ���������, ����� �� ������.
�� ���������� ����������, ������ ����������� (�������� �����) � ������ ������ ��������� � ���������� ���������� � ������ �����������, � ������� �� ����� �� �����, �� ��� ��������.
������� �� ���� � ��������� �����������? � ��� ����������� �������� ����� ������������ � ���������� ����������� �����?
9. ����� ������ �� ����������� �� ���������� ���� �� �����, �� ������� ������ ��������. ��������, ������������ �����, ���������� �������� ����� ��������������� ����� ����������� ������� � ��� �� ����.
������ ������ � ���������� �������. �������������� ���� �������.
10. ��������, ����� ����� � ��������� ��������� � ������������ �� ���� ����� � �����, ��������� ����� �� ���� ����� � ������� �����, ��� ������� � ����������� �����������. ������� ��� �� �������� ������ ���������� ������ ������� �������� �� ������. � ���������� ��������� �� ������.
������ ����� ���� � ��������� ���������.
11. ��������, �������������� � ���������� �� ���������, ���������� ��� � ���� � �����. ����������� �����, ��� �� ���������� �� �����, �� ������ ����� ����� � ���������. �������� ��� ������� �� ����� ��������� � �������������� � ������ (�.3 ��.158 �� ��).
����� ������ ������������ ������� ���������� ����������.
12. �������� � ������� � ��������� ��������� ������� �����. �������, �� ����������� � ����������, ������� � ���� �� ����, ������� ��� � ������� � ��� �� �����. � ��� ����� �� ����� �������� ����� ������� ������������� ������� ������ ����� ��� � ��������. �������, ������ ������� �� ���������, ����� ��� ���� ����� �� ������. �� ����������� ����� ������� ����.
����� ��� ������ ����� ����� � ������ ������? ������ �� ������ ������ �� ����� ���� ��������?
Тема 9. Субъективная сторона преступления (6 часов)
Занятие первое
-
Понятие, содержание и значение субъективной стороны состава преступления.
-
Понятие вины. Сущность и формы вины.
-
Умысел и его виды.
Занятие второе
-
Неосторожность и ее виды.
-
Случай как невиновное причинение вреда (казус).
-
Двойная формы вины: понятие и особенности квалификации.
Занятие третье
-
Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления.
-
Ошибка в уголовном праве и ее юридическое значение
Практика
1. Егоров, желая отомстить Нилову, решил сжечь его дом. После того, как Нилов и его жена ушли на работу, Егоров облил в нескольких местах дом бензином и поджог его Вместе с домом сгорела 70-летняя мать Нилова, которая вследствие паралича ног не могла передвигаться Как оказалось, Егоров знал, что в момент поджога Нилова находилась дома, однако не предпринял мер к ее спасению потому, что боялся разоблачения В то же время на суде Егоров заявил, что смерти Ниловой не желал и очень сожалеет о случившимся.
Дайте понятие субъективной стороны и вины, проведите их соотношение Определите форму вины Егорова к поджогу дома и смерти Ниловой.
2. Лукин, находясь в ресторане в нетрезвом состоянии, попросил закурить у Сорокиной, сидевшей за соседним столом Сорокина угостила его сигаретой и сказала, что он сильно пьян. Находившийся рядом с Сорокиной Морозов также сделал замечание Лукину по поводу сильного опьянения и отсутствия сигарет. Когда через некоторое время Морозов стал выходить из ресторана, Лукин имеющейся у него отверткой нанес ему удар в грудь От повреждения сердца Морозов, не приходя в сознание, скончался.
Определите форму и вид вины в преступлении, совершенном Лукиным. Охарактеризуйте интеллектуальный момент этой вины.
3. Питая на почве личных отношений вражду к Теплову, Серегин выстрелил в него дважды с дальнего расстояния, имея намерение убить Теплова или причинить ему тяжкий вред здоровью, но оба раза промахнулся.
Определите вид (подвид) умысла Серегина. Какое влияние он оказывает на уголовную ответственность?
4. 14-летний Виктор Панов, полагая, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, похитил из учительского кабинета школы кассетный магнитофон, а из сумки одной учительницы — кошелек, в котором находилась тысяча руб.
Какая ошибка имела место, и как она влияет на вину и уголовную ответственность Панова?
5. Фусенко, ранее судимый за разбой, поздно ночью, увидев на одной из глухих улиц пьяного мужчину, раздел его и,забрав одежду, скрылся. Поскольку в эту ночь стоял мороз40 градусов, пьяный гражданин замерз.
Решите вопрос о виновности Фусенко по отношению к смерти и хищению имущества.
6. На мосту возле села вечером были танцы. 20-летний Орлов, отличавшийся большой физической силой, решил попугать Федорову Н. Он поднял ее над перилами моста, но затем поскользнулся, потерял равновесие, и девушка упала в воду. Федорова была спасена, однако при падении она ударилась о старую сваю, в результате чего произошел перелом шейного позвоночника, отнесенный к тяжкому вреду здоровья.
Определите наличие вины в действиях Орлова, ее форму и вид, а также раскройте содержание интеллектуального и волевого моментов. Дайте отличие косвенного умысла от легкомыслия.
7. Калашников в своей квартире на восьмом этаже пытался изнасиловать Борисову, которая, спасаясь от насилия, пыталась перелезть на лоджию соседней квартиры, однако сорвалась и разбилась насмерть.
Определите вину Калашникова в отношении смерти Борисовой. Дайте понятие небрежности.
8. 16-летний Безбородов во время перемены в школе, где он учился, нанес два удара кулаком в живот ученику 8-го класса Юркину, причинив последнему побои. Однако через некоторое время Юркину была удалена почка, затронутая, как оказалось, одним из ударов.
По заключению экспертизы, тяжкие последствия (удаление почки) в данном случае наступили в результате имевшегося у Юркина заболевания, о котором не знали ни Юркин, ни его родители.
Имеется ли вина в действиях Безбородова? В чем заключается различие между небрежностью и невиновным причинением вреда?
9. Шофер Греков на управляемой им автомашине ехал по улице, не нарушая правил движения. Кириллов, переходивший улицу, неожиданно повернул назад непосредственно перед автомашиной Грекова и был им сбит.
Решите вопрос о виновности Грекова. Аргументируйте свое решение.
10. Гаврилов, придя домой в нетрезвом состоянии и поссорившись на этой почве с женой, умышленно нанес ей удар ножом в область бедра, что вызвало у потерпевшей кровопотерю. Никаких мер по оказанию помощи истекающей кровью женщине Гаврилов не оказал. В результате наступила ее смерть.
Какова форма вины в действиях Гаврилова.
11. Аксенова, познакомившись с Курбатовым на дискотеке, пригласила его к себе в гости. Проснувшись утром, она не обнаружила ни гостя, ни ценных своих вещей и имущества. Курбатов был осужден за кражу имущества с проникновением в жилище (ч.3 ст.158 УК РФ).
Дайте анализ субъективной стороны содеянного Курбатовым.
12. Короваев и Рябунов в нетрезвом состоянии затеяли драку. Рябунов, не справившись с Короваевым, побежал к себе во двор, схватил кол и выбежал с ним на улицу. В это время по улице проходил глава местной администрации Хмелько одетый также как и Короваев. Рябунов, приняв Хмелько за Короваева, нанес ему удар колом по голове. От полученного удара Хмелько умер.
Какой вид ошибки имеет место в данном случае? Влияет ли данная ошибка на форму вины Рябунова?