Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Cемейное право - Изменение сроков исполнения контракта по 44 фз в 2024 году

Изменение сроков исполнения контракта по 44 фз в 2024 году


изменение сроков исполнения контракта по 44 фз в 2024 году

Порядок применения и расчета санкций по 44-ФЗ регламентирует постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.

Мы собрали штрафы по 44-ФЗ по постановлению правительства 1042 в таблице:

Для заказчика

Для поставщика

Размер санкции зависит от цены договора:

  • до 3 млн руб. – 1000 руб.;
  • от 3 до 50 млн руб. – 5000 руб.;
  • от 50 до 100 млн руб. – 10 000 руб.;
  • более 100 млн руб. – 100 000 руб.

Постановлением предусмотрен общий порядок исчисления сумм, имеются исключения, когда расчет производят по-другому.

Общий порядок предусматривает процент в от суммы контракта:

  • до 3 млн руб. – 10 %;
  • от 3 до 50 млн руб. — 5 %;
  • от 50 до 100 млн руб. — 1 %;
  • от 100 до 500 млн руб. — 0,5 %;
  • от 500 млн до 1 млрд руб. — 0,4 %;
  • от 1 до 2 млрд — 0,3 %;
  • от 2 до 5 млрд рублей — 0,25 %;
  • от 5 до 10 млрд рублей — 0,2 %;
  • свыше 10 млрд рублей — 0,1 %.

Для закупок организациями – СМП или СОНКО штраф составит 1 %, независимо от цены договора, но не менее 1000 и не более 5000.

На случай если цена контракта ушла в минус в процессе конкурирования участников, а победила заявка с большей ценой – сумма санкции зависит от того, совпала ли цена с НМЦК, оказалась выше или ниже.

Если цена менее НМЦК:

  • 10 % от НМЦК, если сумма, которую заплатил победитель, не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % от НМЦК — если от 3 до 50 млн рублей; 1 % НМЦК — если от 50 до 100 млн.

При превышении НМЦК:

  • 10 % уплаченной участником цены, если она не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 3 до 50 млн рублей;
  • 1 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 50 до 100 млн рублей.

За нарушения, для которых не установлена цена, санкция составит:

  • 1000 руб. — при цене контракта до 3 млн рублей;
  • 5000 руб. — при цене от 3 до 50 млн рублей;
  • 10 000 руб. — при цене от 50 до 100 млн;
  • 100 000 руб. — при цене контракта свыше 100 млн рублей.

За неисполнение подрядчиком обязательств по строительству или капремонту без привлечения субподрядной организации – штраф 5 % от стоимости работ.

За непривлечение субподрядной организации из числа СМП или СОНКО – штраф 5 % от суммы на привлечение.

Общая сумма финансовых санкций не может превышать цену контракта. Избежать штрафов допустимо при наличии доказательств невозможности исполнить обязательства надлежаще по не зависящим от стороны причинам.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Скачать образец графика выполнения работ по договору подряда

Скачать образец графика платежей по договору подряда

Скачать образец графика выполнения работ по капитальному ремонту

Скачать образец графика строительных работ

  • Челозерцева Александра

Образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

Шаг 4. Опубликовать данные об изменении в реестре контрактов Единой информационной системы

В соответствии с ч. 3 ст. 103, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует эти сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

У поставщика есть выбор: согласиться и снизить цену либо отстаивать личные интересы. Примерно так выглядит письмо о снижении цены контракта:

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Скачать образец письма о снижении цены контракта по 44-ФЗ в связи с изменением тарифов

Скачать пример письма о снижении цены договора в связи с отсутствием потребности

Скачать образец письма поставщику в связи с уменьшением лимитов

Скачать образец дополнительного соглашения по уменьшению цены контракта по 44-ФЗ из ЕИС

Замена банковского на казначейское сопровождение

По новым правилам стороны смогут изменить условия госконтракта, заключенного до 01.01.2024, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить соглашение. Все изменения по ч. 65.1 ст. 112 допускаются на основании решения правительства или региональных органов власти. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению (КС), определяются федеральным и региональным Законом о бюджете на текущий финансовый год и плановый период (ст. 242.26 БК РФ). В Бюджетном кодексе разъясняется, требуется ли устанавливать казначейское сопровождение, если контракт подлежит исполнению в следующем году, то есть в 2024-м, — да, если соглашение попадает под нормы КС и Федерального закона о бюджете на очередной год и плановый период.

Казначейское сопровождение целевых средств осуществляет ТОФК — территориальный орган Федерального казначейства (п. 2 ст. 242.26 БК РФ). Минфин полагает, что средства, которые предоставляют по госконтрактам, заключенным до 01.01.2024, подлежат КС, если это предусмотрено региональным Законом о бюджете. Ведомство поясняет, нужно ли что-то менять в предыдущих контрактах при изменении казначейского сопровождения в 2023 году: если изменили существенные условия госконтракта и для него стало обязательным КС, то сообщите об этом поставщику. Измените условия соглашения, пропишите все обязательные требования для КС. Проинформируйте о необходимости открытия отдельного счета в ТОФК, если цена госконтракта в 2023 году попадает под режим лицевого счета.

Напоминаем, что в 2023 году ряд госконтрактов освободили от казначейского сопровождения (ст. 10 448-ФЗ от 21.11.2022). В 2023 году казначеи не сопровождают:

  1. Средства по п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона о федбюджете № 466-ФЗ от 05.12.2022 — для контрактов на 3 миллиона рублей и меньше, которые заключают для исполнения госконтрактов и государственных, муниципальных контрактов, которые заключают бюджетные и автономные учреждения (ч. 7 ст. 10 448-ФЗ).
  2. Средства федбюджета, которые предоставляют организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах. Эти деньги не перечисляются на счета в ТОФК (ч. 4 ст. 5 466-ФЗ).

Кроме того, казначейства не сопровождает средства, которые перечислены в ст. 242.27 БК РФ. К примеру, деньги по договорам, которые исполняют казенные учреждения.

И еще в 2023 г. упростили порядок оплаты по госконтрактам с КС. Оплату за товары, работы, услуги по некоторым соглашениям разрешили перечислять на расчетный счет поставщика в банке. То есть исполнителю не надо открывать лицевой счет в ТОФК. Это правило касается госконтрактов по ч. 4–6, 15 ст. 10 448-ФЗ — для них временно приостановили действие пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 242.23 БК РФ о запрете на перечисление денег с лицевых на расчетные счета (ч. 1 ст. 8 448-ФЗ).

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Когда можно снижать стоимость по госконтракту

Ключевые основания законного снижения цены:

  1. По результатам конкурентной закупки уменьшается объем по контракту без изменения цены, но на практике редко встречаемая ситуация, поскольку изначально поставщик предложил минимум на торгах. Следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, имеет право поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 44-ФЗ содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Заказчик выступил с инициативой об уменьшении количества поставляемого товара не более чем на 10% с пропорциональным снижением цены контракта 44-ФЗ по итогам аукциона, но сначала уменьшается объем ТРУ в пределах 10%, а затем рассчитывается цена от уменьшенного объема. Важно отметить, что есть определенные случаи, когда это правило не применяется. Например, оно не распространяется на контракты, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом или сносом объектов капстроительства. Также исключаются контракты, связанные с геологическим изучением недр или работами по сохранению объектов культурного наследия, таких как памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Кроме того, в контрактах не применяется формула цены и максимальной цены контракта.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по не зависящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей. В перечисленных случаях, на основании решения правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации, по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня изменяется стоимость контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижаются. Очевидно, что при таких обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства, и стороны в допсоглашении об уменьшении цены контракта снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Нередкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это форс-мажорные обстоятельства, поскольку они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения осуществляется пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при снижении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.
  7. Изменение объема и (или) вида работ с уменьшением цены контракта не более чем на 10% в договорах с одновременным выполнением работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию ОКС (включая контракты жизненного цикла), в том числе договорах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
  8. Образование не зависящих от сторон условий, которые мешают исполнению контракта, продолжительностью один год и более, стоимость которого составляет или превышает предельный размер, установленный правительством РФ. Это относится к контрактам на выполнение различных работ, таких как строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, геологическое изучение недр, сохранение объектов культурного наследия, включая контракты жизненного цикла, которые включают в себя проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства. К таким обстоятельствам относится, например, необходимость изменения проектной документации. В таком случае снижается стоимость контракта при соблюдении требований, указанных в пункте 8 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Закон № 44-ФЗ не содержит ограничений для снижения цены контракта. Помимо указанных фактов, существуют и другие причины, по которым возникает необходимость изменения контракта и в письме о снижении цены договора указываются обнаруженные дефекты или непредвиденные проблемы в процессе выполнения работ. В таких ситуациях заказчик и исполнитель договариваются о внесении изменений в контракт, включая изменение цены.
  9. В контрактах, заключенных с единственным поставщиком по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, по соглашению сторон допускается менять любые существенные условия контракта, в том числе цену контракта.
  10. По п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, разрешено пересматривать условия, но до 31 декабря 2023 г.
  11. Госэкспертизой в ходе проверки проектной документации на предмет достоверности цены контракта определено, что цена контракта превышает сметную стоимость (контракты жизненного цикла и контракты по ч. 16.1 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Цену контракта необходимо уменьшить до указанной сметной стоимости.
  12. На основании решения правительства РФ, ИОГВ субъекта РФ или ОМС в контрактах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ с ценой 100 млн руб. и выше, заключенных на 1 год и более, допускается уменьшение цены контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам, которые влекут невозможность его исполнения. Уменьшение необходимо письменно обосновать.
  13. В контрактах, заключенных до 01.01.2024, появились обстоятельства, которые привели к невозможности исполнения обязательств. В таком случае изменить разрешено не только цену, но и другие существенные условия контракта, при условии имеющегося решения правительства РФ, ИОГВ субъекта РФ или ОМС.
  14. При уменьшении количества лекарств, медизделий, расходных материалов не более чем на 30% (по предложению заказчика) цена контракта уменьшается, исходя из цены единицы товара. Но вот вопрос: обязан ли участник закупки пропорционально снижать цену за единицу товара и как рассчитать снижение? В этом случае она должна определяется, как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, предусмотренное в контракте. Изменить контракт по такому основанию не возбраняется до 31.12.2023.

Составление графика оказания услуг

Правила составления не отличаются от общеустановленных. В документе указывают перечень услуг и сроки их оказания.

Вот пример указания этапов:

Применение положений Закона о бюджете для контрактов, заключенных в прошлых периодах

Положения о федеральном бюджете на 2023-й и плановые 2024–2025 гг. утвердили Федеральным законом № 466-ФЗ от 05.12.2022. В прошлом году действовал 390-ФЗ от 06.12.2021 о бюджете на 2022 год и плановые 2023–2024 гг.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Перечень бюджетных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, прописан и в ст. 242.26 БК РФ, и в ст. 5 466-ФЗ. В этот список входят расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключают для обеспечения государственных нужд субъектов РФ. Источники финансирования таких контрактов:

  • целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые выделяют на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
  • бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, по которым предусмотрено казначейское сопровождение средств.

Казначейство сопровождает средства, которые определены в Федеральном законе о федеральном бюджете и предоставлены для исполнения обязательств по (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  1. Госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг.
  2. Контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые исполняются за счет средств по госконтрактам с КС.
  3. Авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем в Республике Крым и Севастополе.

Если заказчики в 2023 году заключают дополнительное соглашение к контракту 2022 года, то на него распространяются все условия казначейского сопровождения по 466-ФЗ. Если средства федерального бюджета не являются источником софинансирования расходного обязательства по госконтракту, то предмет казначейского сопровождения устанавливается Законом о региональном бюджете (ст. 242.26 БК РФ). В таком случае предметом определяют как авансовые платежи, так и все расчеты по государственным контрактам.

Если вышестоящая организация запрашивает локальную отчетность по госконтракту с КС, то предоставьте сведения в свободной письменной форме. Никаких унифицированных обязательных отчетов по КС нет. Уточните у учредителя или контролеров, как написать, что проблем, возникающих в ходе казначейского сопровождения контрактов, не возникало, и в каком виде ответить на их запрос, а если сложности все же были, то укажите причины и порядок их решения.

Когда существенные условия нельзя изменить

Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ невозможно при проведении запроса котировок (Письма Минфина России от 01.12.2017 № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 № 24-03-07/73936).

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

Какая ответственность предусмотрена

Действующим законодательством ответственность сторон по 44-ФЗ регламентирована детально.

Закрепление ответственности направлено на:

  1. Дисциплинирование участников закупок. Гонорары по контрактам выплачивают за счет муниципальных и государственных бюджетов — в качественном исполнении обязательств заинтересовано общество в лице налогоплательщиков.
  2. Мотивация заказчиков — следить за качеством исполнения обязательств, обдуманно формулировать требования.

По тексту контракта необходимо формулировать штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями как для заказчика, так и для исполнителя.

ФЗ № 44 предусматривает такие меры ответственности:

  1. Пени – при просрочке исполнения обязательств. Суммы не имеют фиксированного размера и исчисляются в процентах от суммы контракта в зависимости от количества дней просрочки.
  2. Штраф – твердая денежная сумма при иных нарушениях условий договора.


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *