Договор на закупку по фз 44 как и когда составляется
Основным органом, осуществляющим контроль за государственными закупками, является Федеральная антимонопольная служба — ФАС. К полномочиям контролирующего органа относятся:
- Составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел о них. Например, если заказчик срывает срок оплаты контракта, то его привлекают к административной ответственности — выписывают штраф от 30 до 50 тыс. ₽. Если нарушение повторяется, то происходит дисквалификация сроком от одного года до двух лет.
- Выдача предписаний нарушителям о том, что им необходимо устранить. Например, если по закупке подана жалоба на положения документации, по результатам рассмотрения ФАС может принять решение признать ее обоснованной. В таком случае служба выдаст предписание об устранении нарушения. Заказчик будет обязан внести изменения в закупочную документацию.
Подать заявление в ФАС можно, если заказчик или другой участник закупки совершает незаконные действия. Например, заказчик пытается ограничить конкуренцию, выдвигая жесткие требования к товару закупки, которые сводят выбор в пользу одного поставщика. В таком случае обратиться с жалобой могут не только остальные участники закупки, но и другие заинтересованные лица — прокуратура или физическое лицо.
Чаще всего обжалуют:
- Документацию и условия закупки. Если формулировки препятствуют подаче заявки или делают ее невозможной.
- Проект контракта. Например, заказчик указывает сроки исполнения, в которые невозможно уложиться. На такую хитрость идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» поставщика.
- Действия или бездействие заказчика, которые приводят к нарушению порядка закупки или сроков закупки. К действию можно отнести намеренное неразмещение полного комплекта закупочной документации, к бездействию — игнорирование запроса поставщика на разъяснение неясных ему положений в документации.
- Действия других участников закупки, связанные с недобросовестной конкуренцией. Если заказчик внес в документацию недостоверные сведения о своем материально-техническом обеспечении и благодаря этому выиграл закупку, то это действие расценивается как недобросовестная конкуренция — введением в заблуждение.
Полномочия Федеральной антимонопольной службы не распространяются на закупки в сфере обороны и госзакупки, связанные с гостайной.
- Что такое ЕИС и какую информацию она включает
- Как закупают медизделия и медоборудование
- Особенности закупок медицинских изделий по закону № 44-ФЗ в 2023 году
- Особенности закупок медицинского оборудования и расходных материалов
- Особенности закупок медицинского оборудования для участников СВО
- Особенности закупок лекарственных средств
- Особенности закупок медицинских услуг
- Структура и содержание договора
- Как рассчитать НМЦК в закупках медицинских изделий и оборудования
- Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ
- Как подать протокол разногласий
- Как работать с типовыми положениями
- Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
- Все НПА из этой статьи в КонсультантПлюс
Что такое ЕИС и какую информацию она включает
ЕИС — это единая информационная система. Сама процедура закупки по 44-ФЗ невозможна без ЕИС. Чтобы новичку принять участие в тендере, ему придется зарегистрироваться в ЕИС. Без регистрации в единой системе участвовать в торгах не получится.
Регистрация в ЕИС бесплатна. После того как начинающий участник торгов зарегистрируется в системе, его внесут в Единый реестр участников закупки (ЕРУЗ). А не позднее следующего рабочего дня новичка автоматически аккредитуют на всех федеральных торговых площадках. После этого он сможет принять участие в закупке по 44‑ФЗ.
В ЕИС размещается абсолютно вся информация в рамках процедуры закупки по 44‑ФЗ — от ее планирования до заключения, а затем и исполнения контракта. Но основную информацию публикует не поставщик, а заказчик: покупатели размещают в ЕИС документы планирования, сведения о процедуре определения поставщика (извещения и документы госзаказа), о контракте, отчетность о закупках.
Поставщик публикует в ЕИС гораздо меньше информации. Структурированную заявку по 44‑ФЗ поставщик подает через ЭТП. Там же он подписывает структурированный контракт, а документы электронного актирования направляет заказчику уже через ЕИС.
Одна из особенностей закупок по 44‑ФЗ в том, что по всем контрактам, которые заключили в электронном виде (в т.ч. у единственного поставщика), обязательна электроприемка. Еще эту процедуру называют электронным актированием. По сути, это обмен электронными документами об исполнении контракта через электронный документооборот ЕИС. Поставщик создает электронные счет‑фактуру, акт, товарную накладную с помощью функционала ЕИС и направляет ее заказчику. После того как заказчик подпишет документы, контракт или его отдельный этап считаются исполненными. Поставщик должен получить оплату в течение 7 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 44‑ФЗ).
Закупки без торгов и тендеры в одной программе
Оставить заявку
Как закупают медизделия и медоборудование
Особенности закупок медицинских изделий по закону № 44-ФЗ в 2023 году
В ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 указано, что медицинские изделия — это инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой и с другими принадлежностями, которые нужны для применения этих изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации после заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медисследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Медизделия признаются взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава № 4н от 06.06.2012 утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 20 групп изделий, к примеру: анестезиологические и респираторные медицинские изделия, гастроэнтерологические, сердечно-сосудистые.
Госрегистрацией медицинских изделий занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Она же выдает регистрационное удостоверение. Форма утверждена Приказом Росздравнадзора № 40-Пр/13 от 16.01.2013.
Изделия, которых нет в госреестре, закупать нельзя. Ознакомьтесь со списком зарегистрированных медицинских изделий бесплатно на сайте службы здравоохранения. Проводя закупку, заказчик обязан потребовать предоставить регистрационные удостоверения, техническую и эксплуатационную документацию для проверки соответствия поставляемого товара требованиям законодательства. Требования к этой документации утверждены Приказом Минздрава № 11н от 19.01.2017. Кроме того, заказчики обязаны установить ограничения для стоматологических материалов, которые относятся к медицинским изделиям.
Особенности закупок медицинского оборудования и расходных материалов
Медицинское оборудование — это изделия медтехники, которые обеспечивают оптимальные условия при проведении лечебно-диагностических мероприятий и ухода за пациентами. Точного определения в законодательстве нет. В рамках таких закупок поставляют аппараты, машины, которые представляют собой комбинации блоков, систем, мониторов, датчиков и расходных материалов (изделия, которые обеспечивают работу техники и выполнение процедур).
Когда выбираете способ закупки для медицинского оборудования и расходников, обратите внимание на аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 12.03.2016). В этот перечень включено медоборудование по ОКПД2:
- 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое»: к примеру, компьютерные томографы, рентгенографические аппараты любых профилей, запчасти, платы к оборудованию;
- 27 — «Оборудование электрическое»: например, лампы и некоторые комплектующие для оборудования;
- 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские»: как пример — покупка медтехники для медкабинета, терапевтическое, дыхательное оборудование, а коды 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190 исключены из этого перечня.
Если оборудование включено в перечень по Распоряжению Правительства № 471-р от 12.03.2016, заказчик выбирает любой способ закупки, кроме электронного конкурса.
Закупку аппаратов ИВЛ тоже проводят по нормам 44-ФЗ. Особенности таких торгов зависят от применяемого кода ОКПД2. Аппараты ИВЛ с ОКПД2 32.50.21.120 и 32.50.21.122 входят в аукционный перечень, в перечни товаров с условием допуска по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 и в информационную карту типового контракта на поставку медизделий. А дыхательные реанимационные аппараты с ОКПД2 32.50.21.122 входят еще и в перечень товаров с минимальной долей закупок российских товаров, и в перечень радиоэлектронной продукции с ограничениями по ПП РФ № 878 от 10.07.2019. При закупках такого медоборудования надо корректно применять ограничения по нацрежиму (ст. 14 44-ФЗ).
Вот еще ряд правил, которые учитываются в закупках медицинского оборудования:
- Соблюдение требований Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 о лицензировании. Единого перечня оборудования, разрешенного к применению для приобретения медицинского оборудования, нет. Но заказчик обязан потребовать от участников закупки разрешение на производство и техническое обслуживание медтехники и оборудования.
- Обоснование медико-экономического характера для соблюдения регионального контроля в сфере закупок медицинского оборудования, требований органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. К примеру, правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.
Особенности закупок медицинского оборудования для участников СВО
Никаких специальных требований для таких закупок не установлено. Проводите торги по правилам 44-ФЗ и других нормативных актов в области заказов медицинских изделий и оборудования. То есть готовьте и объявляйте обычную медзакупку с учетом действующих ограничений.
Особенности закупок лекарственных средств
Такие закупки регулируются государством из-за социальной значимости продукции и необходимости обеспечить безопасность оборота лекарственных средств.
Обязательны:
- Соблюдение требований национального режима (Постановление № 1289 от 30.11.2015).
- Лицензирование участников при закупках на производство лекарств, осуществление фармацевтической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).
- Обязательное указание на международное непатентованное наименование лекарственных средств или, при его отсутствии, на химические, группировочные наименования.
- Предоставление регистрационных удостоверений.
- При закупках ЖВНЛС — проверка предлагаемой цены в реестре предельных цен.
Особенности закупок медицинских услуг
Договор на такие услуги чаще всего заключают по ОКПД2 86.90.19.190 «Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки». Код отсутствует в аукционном перечне (Распоряжение № 471-р от 21.03.2016). Преимущественный способ размещения заказа контрактным законодательством не определен. Возможны как конкурентные торги, так и закупки у единственного поставщика.
Структура и содержание договора
Структура типового договора поставки товара состоит из следующих элементов:
- Преамбула или вводная часть. В ней указываются данные о субъектах сделки: наименование, местонахождение, информация о должностных лицах, подписавших документ, и их реквизиты, подтверждающие их полномочия на заключение сделки.
- Предмет. Он является самым первым и основным разделом. Необходимо отобразить в этом разделе наименование и количество поставляемой продукции. Если точное количество неизвестно, то продукция будет поставляться в количестве и объеме, согласно подписанной спецификации либо полученной заявке от заказчика. Обычно в этом разделе указывают условия об ассортименте, комплектности и комплекте. Но эти данные факультативные.
- Права, обязанности и ответственность сторон. Он не является обязательным, но для дополнительной доказательственной базы потребуется в суде. Если подобный раздел присутствует, то при его согласовании со второй стороной необходимо в наибольшей степени подробно изложить правомочия обеих сторон и их обязательства.
- Стоимость продукции, условия и сроки передачи товара. Раздел может быть один или раздроблен на части. Обязательно следует сформулировать и отобразить порядок оплаты. Либо это один платеж за всю поставленную продукцию, либо оплата разделена на предоплату, постоплату, оплату частями.
- Реквизиты и подписи сторон. Перед внесением банковских реквизитов сторон целесообразно запросить у контрагента карточку предприятия. До подписания документов необходимо воспользоваться открытыми источниками в интернете о добросовестности контрагента, его долгах и прочих связях с другими организациями. Эта обязанность лежит на обеих сторонах, и довод о том, что покупателю не было известно о наличии долгов поставщика, суд признает несостоятельным.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Приведенный перечень разделов является примером договора поставки, который может изменяться в зависимости от условий и обстоятельств. Учитывая изложенное, для освобождения организации от претензионной работы и судебных тяжб следует на этапе согласования проекта договора поставки проверить контрагента на предмет добросовестности и указать наиболее подробно условия о товаре, правах и обязанностях сторон.
Как рассчитать НМЦК в закупках медицинских изделий и оборудования
Правила расчета начальной (максимальной) цены контракта на закупку медицинских изделий утверждены Приказом Минздрава № 450н от 15.05.2020. Никаких ограничений стоимости ремонта медицинского оборудования для государственных нужд в нормативе нет — заказчики рассчитывают цену на ремонтные работы по действующим правилам. В Приказе № 450н указано, что цена изделия определяется с учетом источников:
- предложений поставщиков, которые получены на основании частей 2-6 статьи 22 44-ФЗ;
- данных из реестра контрактов, исполнение по которым завершено и по которым нет неустойки (штрафы, пени); за основу берут не менее трех цен за последние три года.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обосновать НМЦК по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Для чтения понадобится доступ в КонсультантПлюс Получить бесплатно
Для расчета НМЦК изделия, для которого не требуются расходные материалы и гарантийное обслуживание, берут формулу:
Расчет стоимости расходников проводят по формуле:
Определение стоимости изделия, которому не требуется гарантийное обслуживание, проводят по формуле:
Для расчета цены товара, которому требуется обслуживание, но не нужны расходники, используют формулу:
Для определения стоимости обслуживания берут формулу:
Когда нужны и расходники, и техобслуживание, используют формулу:
Формула для расчета НМЦК тендера:
Расчетный гарантийный срок эксплуатации медизделия, который устанавливается заказчиком для закупки расходных материалов или технического обслуживания, составляет не менее 12 месяцев.
Если количество поставляемых медизделий или расходных материалов или объем работ (услуг) по техобслуживанию не определить, то заказчик руководствуется нормами ч. 24 ст. 22 44-ФЗ. Ни по 44-ФЗ, ни по Приказу № 450н создание комиссии на определение средней стоимости медицинского оборудования не требуется: при расчете ЦК руководствуйтесь только положениями актуальных нормативных актов.
Вот еще правила расчета НМЦК по Приказу № 450н:
- при закупке у единственного поставщика по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 части 1 статьи 93 44-ФЗ заказчик определяет и обосновывает цену контракта с использованием метода сопоставимых рыночных цен;
- при закупке медицинских изделий, для которых предусмотрено госрегулирование цен и которые включены в госреестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, цена единицы закупаемого медизделия определяется с использованием тарифного метода или анализа рынка при условии, что стоимость не превысит значение, которое получено при применении первого метода;
- при закупке изделий для реабилитации инвалидов используют анализ рынка.
Правила не применяют для:
- изделий, которые закупают по гособоронзаказу;
- радиоэлектронной продукции из перечня, который утвержден Постановлением № 878 от 10.07.2019.
Тарифный метод применяют для медицинских изделий, для которых установили госрегулирование цен и которые включили в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медизделия. Заказчик вправе использовать и метод сопоставимых рыночных цен, но надо следить, чтобы цена изделия не превышала цены, рассчитанные по тарифному методу.
Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ
Для некоторых организаций закон № 44-ФЗ предоставляет льготы при проведении торгов. К ним относятся:
- субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- организации инвалидов.
Преимущества предоставляются участникам любых форм госзакупок за исключением закупок у единственного поставщика.
Квоты для СМП и СОНО. Госзаказчик должен закупить у СМП и СОНО не меньше 25% товаров или услуг от своего совокупного годового объема закупок. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если квота не будет выполнена, организация получит штраф в 50 000 ₽. Более того, госзаказчик должен оплатить товары или услуги не позднее 15 рабочих дней с даты заключения контракта.
Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. В случае победы на торгах такие организации вправе требовать увеличить цену контракта от предложенной участником на 15%, но не выше начальной максимальной цены контракта. Другими словами, к основной сумме, которую заказчик платит поставщику по контракту, может добавиться до 15% от этой суммы.
Как подать протокол разногласий
Когда заказчик присылает итоговый договор участнику, в карточке контракта на ЭТП появляется возможность подать разногласия. В специальном окне пишут причину подачи протокола и прикрепляют сам документ. Подписывают электронной подписью и отправляют форму.
Кнопка для подачи протокола появится в карточке контрактов в личном кабинете участника после того, как заказчик направит договор. Чтобы подать протокол, участник выполняет действия на ЭТП:
- В специальном окне формы указывает причину, по которой возникли разночтения.
- Прикрепляет файл протокола.
- Подписывает форму КЭП и отправляет.
После того, как участник направит разногласия, оператор площадки поменяет статус в карточке контракта, и подписать договор будет нельзя.
Как работать с типовыми положениями
Некоторые заказчики формируют собственные положения на основе типовых нормативов, утвержденных для отдельных категорий организаций. Типовые акты предусмотрены для бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий.
Их разрабатывают:
- органы исполнительной власти, являющиеся учредителями бюджетных, автономных учреждений;
- органы, осуществляющие полномочия собственника имущества ГУПов, МУПов;
- иные уполномоченные органы.
Указанные госструктуры определяют перечень подведомственных организаций, которые обязаны применять утвержденное типовое положение при разработке своего локального акта. Если для заказчика обязателен типовой норматив, ему необходимо скорректировать действующий или разработать новый локальный документ с учетом требований вышестоящего органа в конкретные сроки (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Если разработчики изменили типовой акт, заказчик обязан внести изменения в собственные закупочные документы: на это отводится минимум 15 дней (ч. 2.7 ст. 2).
В унифицированном документе обязательно указываются следующие сведения:
- порядок подготовки и осуществления торгов;
- способы определения поставщика и их применение;
- срок заключения договоров;
- особенности участия СМСП.
Закон № 223-ФЗ с 31.12.2017 дополнили ч. 4 ст. 2, закрепившей существовавшую практику присоединения дочерних организаций госкорпораций и госкомпаний к общему документу о проведении тендеров. В отличие от процедуры применения типового положения, практика присоединения, в соответствии с указанной нормой, не является обязательной.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений
Скачать образец положения о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений
Скачать образец положения о закупках по 223-ФЗ на 2024 год для МУП
Скачать положение о комиссии по закупкам по 44-ФЗ из КонсультантПлюс
- Задорожнева Александра
Все НПА из этой статьи в КонсультантПлюс
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102
Совместное письмо Минфина № 24-03-06/47606 от 22.05.2018, Минпромторга № ЦС-31570/19 от 22.05.2018, Минздрава № 25-3/10/2-4204 от 29.06.2018, ФАС № РП/38817/18 от 29.05.2018
Постановление Правительства № 1512 от 16.09.2023
Приказ Минздрава № 551н от 13.10.2023
Постановление Правительства № 1479 от 12.09.2023
Федеральный закон № 444-ФЗ от 04.08.2023
Постановление Правительства № 1416 от 27.12.2012
Приказ Минздрава № 4н от 06.06.2012
Приказ Росздравнадзора № 40-Пр/13 от 16.01.2013
Приказ Минздрава № 11н от 19.01.2017
Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011
Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020
Приказ Минздрава № 724н от 15.10.2015
Письмо Минфина № 24-03-08/39387 от 28.04.2023
Постановление Правительства № 620 от 19.04.2021