Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Uncategorized - Бухгалтерские проводки в бюджете по возмещению расходов с лицевого счета

Бухгалтерские проводки в бюджете по возмещению расходов с лицевого счета


бухгалтерские проводки в бюджете по возмещению расходов с лицевого счета

Удержание алиментов производится из всех выплат, производимых в адрес плательщика: заработной платы, оплаты отпуска, премий, материальной помощи (Постановление Правительства № 841 от 18.07.1996). Также следует включать в базу оплату больничного листа.

Не обращаются взыскания только на небольшой перечень выплат (ст. 101 229-ФЗ от 02.10.2007):

  • компенсационные выплаты, установленные трудовым законодательством (например, за использование личного автотранспорта);
  • командировочные расходы;
  • в связи с рождением, смертью, с регистрацией брака.

Расчет удерживаемых сумм производят из дохода после вычета НДФЛ. В судебном порядке назначается следующий размер удержаний:

  • на одного ребенка — одна четверть дохода;
  • на двух детей — одна треть;
  • на трех и более детей — половина дохода.

Одновременно в исполнительном листе может быть назначено взыскание задолженности по неуплаченным ранее алиментам. Максимальный размер алиментных удержаний по исполнительному листу составляет 70 % (ст. 138 ТК РФ).

Перечислить либо выплатить из кассы удержанные алименты следует в течение трех дней после выплаты заработной платы. Все перечисления производятся за счет должника. То есть если за перечисление банк взимает комиссию, организация вправе взыскать ее сумму из доходов сотрудника.

Contents:

Резерв на отпуск как оценочное обязательство

Согласно ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства», организации должны формировать некие взвешенные по сумме обязательства на счетах бухгалтерского учета. То есть бухгалтерская отчетность должна содержать не только данные о документально подтвержденных обязательствах компании перед контрагентами и третьими лицами, но и информацию по планируемым расходам, которые неизбежны.

Например:

  • будущим отпускам работников;
  • планируемым начислениям налогов;
  • затратам на поставщиков в части расходов, о которых точно известно, что они будут (например, если акт выполнения работ уже есть, но пока еще не подписан, поэтому его еще нельзя провести в учете, хотя точно известно, что директор свою подпись поставит и документ будет проведен в следующем месяце).

С появлением этой информации бухгалтерский баланс становится наиболее достоверным, поскольку отражает наиболее реалистичную картину финансового положения предприятия. Рассмотрим подробнее, что такое резерв на оплату отпусков.

Каждому работнику, в соответствии с трудовым законодательством, положено как минимум 28 календарных отпускных дней, причем в ряде законодательно установленных случаев эта цифра может быть и больше. Таким образом, на каждую из отчетных дат мы имеем дни отпуска, которые работниками еще не использованы (трудно представить себе организацию, в которой все сотрудники разом отгуляли 28 дней отпуска). Соответственно, на каждую отчетную дату существуют оценочные обязательства компании перед работниками по оплате этих дней и, как следствие, некие обязательства перед фондами по выплате страховых взносов.

Кто обязан отражать эту информацию в отчетности? В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 отражать данные начисления обязаны все компании, за исключением малых предприятий (эмитенты ценных бумаг к таким исключениям не относятся), которые могут применять упрощенный способ ведения учета. Признаки таких компаний указаны в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Таким образом, если компания не подходит под определение субъекта малого бизнеса, начисление оценочных резервов становится обязательным, а отсутствие данной информации на бухгалтерских счетах может быть расценено как нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность за это наступает по двум основаниям:

  • за грубое нарушение учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ в размере 10 000−30 000 руб.;
  • административная ответственность, применяемая к должностным лицам по ст. 15.11 КоАП.

ВАЖНО! Если компания создает резерв на оплату отпусков, необходимо прописать это в учетной политике — равно как и саму процедуру расчета данного резерва .

Каковы проводки по начислению пени по налогам

Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:

  • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68.90;
  • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.90.

По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68.90 Кт 51.

О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

Бухучет НДС при возврате товара

Несостоявшиеся приобретения также находят отражение в учете, но фиксируют их в зависимости от причин возврата.

  • если товар оказался бракованным, и выявили это уже после оприходования, отражается НДС проводками так:

Операции

Дт

Кт

У покупателя

СТОРНО НДС по браку

19

60

СТОРНО ранее принятого к вычету НДС на сумму брака

68

19

У продавца

СТОРНО НДС при приемке брака (если отгрузки и приемка происходят в одном налоговом периоде)

90

68

СТОРНО НДС при поступлении брака в следующем периоде

91

68

  • если товар соответствующего качества:

Операции

Дт

Кт

У покупателя

Начисление НДС по возвращаемому товару

90

68

У продавца

Входной НДС по возврату ТМЦ

19

60

По возвращаемому товару принят НДС к вычету

68

19

Бухгалтерские проводки по НДС: приобретены ценности

Учитывают налог при покупках следующими записями:

Операции

Дт

Кт

Основание

Отражен «входной» НДС по приобретенным ТМЦ, ОС, НМА, капвложениям, услугам

19

60

Счет-фактура

Списание НДС на затраты производства по приобретенным активам, которые будут использоваться в необлагаемых налогом операциях.

20, 23, 29

19

Бухсправка-расчет

Списание НДС на прочие расходы при невозможности принять налог к вычету, например, при неверном заполнении счета-фактуры поставщиком, его утере или непоступлении.

91

19

Восстановлен НДС, ранее предъявленный к возмещению по ТМЦ и услугам, использованным в необлагаемых операциях

20, 23, 29

68

НДС к вычету по активам

68

19

Статья по теме:НДС к вычету: что это значит?Налоговый вычет НДС – право уменьшить сумму налога к уплате в бюджет на сумму налога, который был уплачен поставщику. Кто и как может применить его, расскажем в нашей статье.Подробнее

Итак, возместить НДС из бюджета можно лишь при покупке активов/услуг, которые будут использованы в операциях, облагаемых НДС. В противном случае (когда имущество будет использоваться в необлагаемых операциях), сумму налога по этим активам списывают на производственные издержки (по аналогии с учетом в компаниях-неплательщиках НДС).

Отнесение НДС на прочие расходы, в обиходе — списание НДС (проводка Дт 91 Кт 19) осуществляется как в случаях невозможности получения счета-фактуры, так и при непроизводственных расходах, понесенных в командировках (например, по дополнительным услугам, означенным в ж/д билетах), списании кредиторской задолженности, безвозмездной передаче имущества, окончания трехлетнего срока, отведенного для возмещения налога и др.

Достоверность информации в бухгалтерской отчетности

Совокупное обязательство погашается через ЕНС. Для стороны, имеющей обязательство, контроль его своевременного и полного исполнения – это инструмент управления рисками. Важно как не допустить нарушений, так и рационально распорядиться ресурсами, то есть обеспечить пополнение ЕНС в необходимом объеме и в установленные сроки без необоснованных резервов.

В бухгалтерской отчетности организации информация о расчетах по налоговым обязательствам отражается достоверно, то есть так, как она сложилась на отчетную дату и в той величине, которую организация считает правильной (п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.09.1999 № 43н). Сальдо ЕНС должно быть сверено на отчетную дату. Все расхождения должны иметь объяснение, а информация о них подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности с учетом ее существенности.

Сальдо ЕНС формируется под влиянием операций, источником информации о которых является сам налогоплательщик. Основные операции формируют налоговые декларации, уведомления, уплата ЕНП. Однако довольно широкий набор операций отражается на ЕНС налоговым органом без участия налогоплательщика, начиная от начисления пени и заканчивая списанием средств ЕНС по решению суда. Сальдо ЕНС не включает зарезервированные налоговым органом суммы. По этой же причине сальдо по счету 68.90 без учета этой информации не будет совпадать с данными о сальдо ЕНС в личном кабинете налогоплательщика.

Учитывая разные источники формирования операций на ЕНС, для урегулирования расхождений на отчетную дату требуется сверка, регистрация недостающей информации на счете 68.90 и проверка автоматического заполнения ОДДС с последующей корректировкой вручную.

Зарезервированные суммы, не включаемые в сальдо ЕНС налоговым органом, могут быть перенесены корректировочной операцией со счета 68.90 на счет 68.Х того налога, в счет уплаты которого создан резерв. Если налоговый орган использует часть резерва на иные цели, что законодательством о налогах и сборах не запрещено, то на эту операцию также потребуется корректировка. Наличие корректировок по движению резерва в бухгалтерском учете избавит от необходимости корректировать на эти суммы статьи ОДДС.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

ВАЖНО! С 01.01.2023 налогоплательщики перешли на единый налоговый платеж (ЕНП) и единый налоговый счет. Теперь все налоги, взносы, сборы, уплачиваемые посредствои ЕНП, то есть практически все, следует отражать по субсч. 68.90. Подробнее об этом мы рассказали в статье.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Счета затрат в плане счетов, их классификация

Счета затрат в бухгалтерском учете можно проклассифицировать так:

Первая классификация – Виды затрат на предприятии. Многообразие статей затрат и расходов любой фирмы делится на два вида. Одни расходы относятся к основной деятельности, другие – к прочим расходам. Для учета этих видов затрат и расходов используются различные бухгалтерские счета.

Затраты и расходы по основной деятельности используют весь наш список счетов, кроме 91.2 Прочие расходы используют только счет 91.2

Иногда фирма использует 84 счет, хотя он и не счет затрат вовсе. Но предполагается, что фирма может на нем учесть такие расходы, которые по закону нельзя использовать для учета на прибыль. В этом случае, они называются «расходы за счет собственной прибыли».

Вторая классификация – Конкретный вид деятельности фирмы. Чем бы фирма не занималась, в основе лежит всего лишь четыре вида деятельности. Для каждого вида деятельности в бухучете выделяется свой список затратных счетов. Для производств и выполненных работ будет один список. Для торгующих предприятий – другой. А для оказывающих услуги фирм – третий. Подробнее об этом поговорим дальше.

Каждый бухгалтерский счет, будучи инструментом бухучета, содержит в себе ряд свойств. Код счета, а также его субсчет – определяет назначение счета и вид хранимой на нем информации. Субконто у счета показывает «как в деталях» хранится информация. Посмотрите на основной список счетов затрат.

Общим среди счетов будет субконто, говорящее, что в проводках следует указывать название статьи затрат. Для счетов:

– 20 – «Затраты основного производства» – 25 – «Общепроизводственные затраты» – 26 – «Общехозяйственные затраты» – 44 – «Издержки обращения» – 91.2 – «Прочие доходы и расходы»

А вот для счетов 90.2, 90.7 и 90.8 нет субконто, хоть как-то связанного со статьями затрат. Потому что счет 90 относится к формуле финансового результата по основной деятельности. Часто он ведется в разрезе названий видов деятельности – субконто «номенклатурные группы».

Посмотрите на заполненные ОСВ по некоторым затратным счетам

НДС по уменьшению стоимости реализации: проводки

Зачастую между контрагентами после отгрузки товара возникают споры по стоимости реализуемых активов. Уязвимой в подобной ситуации может быть любая сторона, но чаще это относится к поставщику. При его согласии на изменение цены оформляется корректировка реализации. Рассмотрим вариант уменьшения цены товара за счет дополнительной поставки.

Пример:

Между двумя компаниями заключено соглашение на поставку изделий в количестве 100 единиц на сумму 500 000 руб. + НДС 100 000 руб. Цена одного изделия — 5000 руб. + НДС 1000 руб., себестоимость 3000 руб. После отгрузки поставщик дополнительно поставил 8 изделий по заключенному допсоглашению. Корректировка реализации в учете поставщика будет следующей:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Выручка от продажи

62

90/1

500 000

НДС от выручки

90/3

68

100 000

Списана себестоимость реализованного товара (3000 х 100)

90/2

43

300 000

Списана себестоимость изделий, отгруженных дополнительно (3000 х 8)

44

43

24 000

Начислен НДС на дополнительную поставку (5000 х 8 / 120 х 20)

44

68

6666,66

Поступила оплата

51

62

500 000

Образовано постоянное налоговое обязательство по налогу на прибыль

(6 666,66 х 20%)

99

68

1333,33

Затратные счета и «закрытие месяца»

Закрытие месяца – это регламентное(итоговое) действие, происходящее в бухгалтерском учете для подведения финансового результата. У большинства предприятий оно происходит один раз в месяц и, как правило, является последним действием после всех первичных документов.

Регламентное действие состоит из множества проводок, призванных доделать оставшиеся действия с затратными счетами. К таким действиям относится целый список. К тому же важен порядок выполнения этих действий, а именно:

– «дособирать» расходы на затратные счета. – при производстве или выполнении работ сформировать на 20 счете себестоимость выпускаемой продукции или работы. Для этого «дособранные», к примеру, 25 и 26 счета переносят свои суммы на 20 счет по определенным правилам. – полностью собранные суммы на затратных счетах, опять же по определенным правилам, переносятся на счет финансового результата по основной деятельности, т.е. на субсчета 90.7 и 90.8 – подводится итог по 90 счету – подводится итог по 91 счету – результаты 90 и 91 счетов переносятся на итоговый финансовый результат, на 99 счет.

Основные проводки при закрытии месяца

Дебет

Кредит

Основные действия

20,25,26,44

02, 05

Амортизация ОС и НМА (дособираем)

20,25,26,44

97

Расходы будущих периодов (дособираем)

20,25,26, 44,91.2

66,67

Начисление процентов по займам и кредитам (дособираем)

20,25,26, 44

69.Х

Начисление налогов с ФОТ (дособираем)

20

25

Дособираются затраты на производство (закрытие 25 счета)

20

26

Дособираются затраты на производство (закрытие 26 счета)

40, 43

20

Закрытие 20 счета

90.2

20

Доначисление фактической себестоимости для проданной продукции/работ, выпущенных в текущем месяце

90.8

26

Перенос собранных управленческих расходов (метод директ-костинг)

90.7

44

Перенос собранных расходов на продажу

90.9

99

Доход – финансовый результат по Основной деятельности

99

90.9

Убыток – финансовый результат по Основной деятельности

91.9

99

Доход – финансовый результат по НЕ-Основной деятельности

99

91.9

Убыток – финансовый результат по НЕ-Основной деятельности

Тема затрат и затратных счетов в бухучете является ключевой для формирования отчета Форма №2. Работа со счетами затрат подразумевает понимание, как собираются затраты, как настраиваются счета для формирования себестоимости продукции и работ. Немаловажным будет умение «видеть» взаимосвязи от регистрации проводки по сбору затрат и ее конечном влиянии на формулу финансового результата. Умение работать с затратными счетами нарабатывается в решении практических задач от регистрации затраты до «закрытия месяца» и заполнения отчета О финансовом результате.

Затратные счета и виды деятельности

Счета затрат в бухгалтерском учете разбросаны по всему плану счетов. Но при этом они все же имеют свою группировку, которая обнаруживается в отношении с рядом стоящими счетами.

К примеру, 20-ые счета однозначно показывают, что относятся к производству. Для всякого производственного предприятия мы смело можем сказать, что его специфика – это его производственные счета.

Однако для фирм, выполняющих несложные работы, в плане счетов не найти явно бросающиеся в глаза и специфичные для него счета. А это тоже будут 20-ые счета, только часть: 20, 26, иногда 25.

Интересным будет 26 счет. Он стоит, как бы, на границе. С одной стороны он входит в группу 20-ых счетов, которые относятся к производству или выполнению работ. А что если фирма не занимается производством или выполнением работ, а оказывает услуги?

Для фирм, оказывающих услуги, счет 26 будет самым главным счетом, на котором собираются затраты и расходы.

А как быть с торгующим предприятием? Следует ли ему использовать счет 26 или 44? А может быть только 44? (раз уж счет 26 строго относится к услугам) Ответ такой: «Для торгующих предприятий главным счетом затрат и расходов будет только 44»

Как видим, бухгалтерский учет для видов деятельности определил свои списки счетов затрат. При этом каждый счет обладает своим набором правил как ему работать внутри себя, а также в отношении финансового результата.

Но не забываем, что для любого вида деятельности имеется общий счет учета расходов, называемый «прочие расходы». Это счет 91, а именно, конкретный субсчет – 91.2

Посмотрите в таблице на список затратных счетов для видов деятельности.

Виды деятельности

Счета Затрат и Расходов

производство

20, 23, 25, 26, 28, 29; 44, 91.2, 90.2, 90.7

оказание услуг

26, 91.2, 90.8

торговля

44; 91.2, 90.2, 90,7

выполнение работ

20, 26, 44, 91.2, 90.2, 90,7

Счета, на которых учитывают налог

Учитывая НДС, бухгалтер оперирует двумя счетами:

  • Сч. 19, объединяющим суммы «входного» налога, т. е. начисленного на приобретенные активы или услуги, но пока не возмещенного из бюджета;
  • Сч. 68 с соответствующим субсчетом НДС, на котором отражаются все операции с налогом. По кредиту счета учитывают начисление налога, по дебету — суммы оплаченного и возмещаемого из бюджета НДС. Возмещение НДС отражается бухгалтерской записью Дт 68 Кт 19.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

КонсультантПлюс представил подборку судебных споров в 2022 году, интересных бухгалтерам бюджетных организаций. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Обзор.

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Методика расчета суммы резерва на оплату отпусков

Так как законодательно формула, которая используется для расчета величины резерва, не определена, каждая компания определяет ее самостоятельно. При этом разработанный способ следует закрепить в учетной политике.

ВАЖНО! Любое оценочное обязательство должно быть максимально приближено к достоверной денежной оценке будущих расходов. Резерв должен определяться на основе существующих фактов хоздеятельности организации, а расчет должен опираться на накопленный опыт работы и, возможно, некие экспертные мнения. То есть расчеты должны подкрепляться документально и быть предельно обоснованными.

Таким образом, для обоснования суммы начисленного резерва на оплату отпусков организации необходимо иметь:

  1. Закрепленный в учетной политике способ расчета резерва, который бы обеспечивал достоверную оценку расходов по этой статье.
  2. Разработанный первичный документ для отражения рассчитанного резерва (справку, например). К нему стоит приложить первичку, информация по которой была использована при расчете (табель учета рабочего времени, расчетную ведомость и т. д.).

Есть несколько способов расчета резерва на оплату отпусков. Для начала рассмотрим один из них, в достаточной мере точный, — он опирается на фактическое количество неиспользованных дней отпуска и среднего дневного заработка сотрудников:

  1. Сначала следует разбить всех сотрудников по подразделениям для определения используемых счетов начисления затрат (20–26, 44 и т. д.).
  2. Необходимо иметь информацию по количеству дней отпуска, положенного каждому сотруднику. При наличии автоматизированного учета сбор данной информации не представляет затруднений. Суммировать эти дни следует по каждой из групп сотрудников.
  3. Рассчитываем средний дневной заработок (СДЗ) работников по каждой группе. Для этого необходимо всю заработную плату сотрудников за прошедший выбранный период (месяц, квартал) сначала разделить на количество календарных дней в этом периоде, а затем — на количество работников в группе. Наглядно данная формула выглядит так:

СДЗ работника = ЗП / ДН / К,

где

ЗП — зарплата за период,

ДН — календарные дни периода,

К — количество работников в группе (или фирме в целом).

ВАЖНО! Не следует путать календарные и рабочие дни, так как количество дней отпуска всегда считается в календарных днях — следовательно, заработок для подсчета отпускных также следует считать по календарным дням.

  1. Финальный момент — расчет суммы самого резерва (не забывайте посчитать страховые взносы с данного резерва). Конечная величина резерва будет рассчитана по такой формуле:

Резерв = (СДЗ работника × К × ДНО) + (СДЗ работника × К × ДНО) × Сст,

где

ДНО — дни неиспользованного отпуска,

Сст — суммарная ставка страховых взносов в %.

Подробно о ставках страховых взносов и объектах обложения взносами читайте в нашей рубрике «Страховые взносы».

ВАЖНО! Наиболее точным способом расчета резерва будет подсчет, произведенный индивидуально по каждому сотруднику. В таком случае сумма резерва будет состоять из суммы обязательств перед каждым сотрудником. Правда, если численность работников в компании велика, данный процесс будет достаточно трудоемким.

Пени по налогам: понятие и порядок расчета

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от отрицательного сальдо ЕНС, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Расчет можно представить в виде формулы:

П = ОтС × Дн × 1/300 Среф ,

где:

ОтС — отрицательное сальдое ЕНС (недоимка);

Дн — календарные дни существования отрицательного сальдо ЕНС;

Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017 и до 31.12.2023). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:

Для справки: с 09.03.2022 были внесены изменения в правила расчета пени для юридических лиц. Так, с 09.03.2022 по 31.12.2023 размер пени не зависел от количества дней просрочки. И для юридических, и для физических лиц пени рассчитывали, исходя из 1/300 ставки рефинансирования вне зависимости от длительности просрочки. С 2024 года прежний порядок дифференцированного расчета вернулся. Подробнее об этом мы писали в статье.

Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:

  • «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?» ;
  • «Как правильно рассчитать пени по НДС?» .

А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».

Уплатить пени по недоимке налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с недоимкой, либо после ее уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Что необходимо сделать при увольнении сотрудника

Если сотрудник, уплачивающий алименты, увольняется, то компания сразу после оформления увольнения, перечисления окончательного расчета должна сообщить судебным приставам об этом событии и вернуть исполнительный лист. Сделать это необходимо в письменной форме. В письме необходимо прописать Ф.И.О. уволившегося, дату увольнения, а также сведения о начислениях и удержанных за период работы сумм по исполнительным документам.

Нормативные рамки организации бухгалтерского учета

С 01.01.2023 обязанность налогоплательщика и налогового агента перечислить денежные средства в бюджетную систему РФ в соответствии с законодательством стала совокупной (ч. 2 ст. 11 НК РФ). Ее денежное выражение, а также денежные средства, перечисленные или признаваемые в качестве единого налогового платежа (ЕНП), учитываются налоговыми органами на едином налоговом счете.

Принадлежность средств ЕНС определяется налоговым органом с соблюдением определенной последовательности (ч. 8 ст. 45 НК РФ). На отчетную дату сальдо ЕНС может быть положительным, нулевым и отрицательным (ч.ч. 2, 3 ст. 11.3 НК РФ). Отрицательное сальдо ЕНС формируется, когда денежных средств, учтенных на ЕНС по сроку погашения совокупной обязанности, недостаточно. Положительное сальдо ЕНС может возникнуть в результате:

  • заблаговременной уплаты ЕНП
  • уплаты ЕНП в сумме, превышающей совокупную обязанность
  • событий, подлежащих учету налоговыми органами в совокупной обязанности и приводящих к ее уменьшению (например, уменьшение причитающихся к уплате сумм налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов (налогов) по данным уточненных налоговых деклараций (расчетов), решений налоговых органов о возмещении налогов).

Порядок расчета сумм по каждому налогу остается прежним. Налоговые расходы продолжают отражаться в общем порядке признания расходов, по методу начисления, с допущением о временной определенности фактов хозяйственной жизни организации (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Таким образом, на конец отчетного периода налоговые обязательства формируются в величине налогового эффекта фактов хозяйственной жизни этого периода, несмотря на то, что срок ее погашения наступает позже. При раскрытии информации в бухгалтерской отчетности, в том числе о дебиторской и (или) кредиторской задолженности перед бюджетом, необходимо учесть сальдо ЕНС, принадлежность которого к определенным налогам отсутствует.

Проводки в бюджетном учете в 2022–2023 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. В 2022 – 2023 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.10.2020 № 246н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

6 750

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

1 750

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

754 000

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

98 020

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

655 980

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

227 708

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

325 728

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

КРБ 040120200

«Расходы экономического субъекта»

983 458

(1 750 + 754 000 +227 708)

Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Бюджетный учет основных средств в 2022 году (нюансы)» ;
  • «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)» .

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском балансе раскрывается общими суммами по всем счетам расчетов организации с контрагентами, включая расчеты с бюджетом.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *