+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

Содержание

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы.

Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр.

После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК).

Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор). Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.

В соответствии с нормами ГК РФ с дня ликвидации компании-дебитора её ответственность аннулируется (нормы статьи 419). Ведь не может кто-либо привлекаться к ответу при отсутствии ключевого условия — причинной связи. Именно она и аргументирует, что действия конкретных лиц привели к разорению предприятия.

Для подтверждения этой связи необходимо руководствоваться только лишь документальным фактами, отображающими любые поступки субъекта. Неукоснительным обстоятельством для данной ситуации становится процесс признания факта банкротства, потому как без него наказание прежнего руководителя неприменимо.

При этом, если руководство, директор либо же учредители своевременно заявили о финансовой гибели компании-дебитора, о чём было заявлено в Арбитраж, то эти особы будут освобождены от наказания в автоматическом режиме.

То есть кредиторы, обратившиеся с иском в суд, обязаны будут привести доказательства, что именно поступки членов ООО привели Общество к несостоятельности и невозможности исполнять свои обязанности перед кредиторами и деловыми партнёрами.

Чтобы нормы ответственности были применены нужно установить, в отношении каких лиц они будут применяться: руководительский состав, учредители, управляющие либо же иные члены Общества.

Нести ответ за долги ООО могут также и прочие физические лица, если будут предоставлены доказательства того, что именно они вынудили руководителей свершать поступки, в итоге которых компания стала банкротом.

Важно Обратите внимание! Ещё одно немаловажное обстоятельство — подтверждение самого факта банкротства, а именно невозможности Общества выполнить свои обязанности.

Таким образом, при ликвидации предприятий возникает имущественная ответственность: — самого предприятия; — учредителей (участников) или собственника; — должностных лиц предприятия; — ликвидационной комиссии; — кредиторов предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК юридические лица, за исключением финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Вместе с тем в новом Гражданском кодексе предусмотрены определенные исключения из этого общего правила. Так, Российская Федерация несет субсидиарную

Ликвидационная комиссия: порядок ее образования

№ 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов.

В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица. Если ликвидация юридического лица носит принудительный характер (банкротство), ликвидатором становится арбитражный управляющий.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Образец данного уведомления можно посмотреть здесь. Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации.

Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Какая предусмотрена ответственность ликвидатора при ликвидации ООО

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают нормы о субсидиарной ответственности руководителя и учредителя, в том числе ликвидатора компании . Вот что он нам рассказал:

«О субсидиарной ответственности, кстати, вы можете посмотреть мое видео «О субсидиарной ответственности руководителя».

Вкратце отмечу, что сегодня многое изменилось, и многие нормы стали работать по-другому, нежели раньше, с субсидиарной ответственностью все стало намного резче и серьезнее.

  1. Заработала статья 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Эта норма была и раньше, но она не работала. Что нового она дала? Она открыла простор судебному усмотрению, теперь суды относительно легко могут любую сделку признать недействительной, если будет доказано, что одна из сторон либо обе стороны допустили злоупотребление правом (сработали нечестно?!).
  2. Общество с ограниченной ответственностью перестало быть обществом с ограниченной ответственностью, простите за каламбур, учредители стали нести неограниченную ответственность не только по гражданско-правовым обязательствам, но и по налоговым долгам.
  3. Ответственность учредителя и руководителя теперь может наступить по налоговым долгам фактически всегда, а по гражданско-правовым обязательствам в случае, если контролирующее должника лицо вовремя не подало заявление о признании его (Общества) банкротом — Закон «О несостоятельности (банкротстве)».
  4. Если суд привлечет руководителя или учредителя к субсидиарной ответственности по налоговым долгам — от этого долга нельзя будет «уйти» даже через процедуру личного банкротства.
  5. Субсидиарная ответственность учредителя, руководителя или лица, которое фактически руководило предприятием может наступить через банкротство, и даже через приговор, даже если срок давности привлечения к уголовной ответственности истек (читайте мою статью «Отвечаем вместе…», в которой я раскрываю тему о субсидиарной ответственности на примере главного бухгалтера, но эта «тема» актуальна, касается всех и применима, начиная от учредителя и директора до контролирующего должника лица.
  6. Можно ли избежать привлечения к субсидиарной ответственности? Можно, но начать работать с этой темой надо как можно раньше, например, когда вы только получили Решение о проведении выездной налоговой проверки, ну, или камеральной. Многие упускают этот момент и обращаются, когда многое исправить становится очень трудно.
  7. Мне часто задают вопрос, почему я, налоговый адвокат, а занимаюсь вопросами банкротства и защитой предпринимателей при привлечении их к субсидиарной ответственности. Отвечу: просто я давно занимаюсь защитой прав бизнесменов при проведении в отношении них проверок со стороны государства, в том числе и при привлечении представителей бизнеса к уголовной ответственности. Поэтому очень хорошо знаю и понимаю, как могут развиваться события, а значит не могу просто пройти мимо и не предупредить своих клиентов, как могут развиваться те или иные события, а так же какие последствия в связи с проверкой у общества или предпринимателя могут возникнуть. И вообще, зачастую сопровождение ВНП или камеральной проверки не может обойтись без определения рисков, связанных с такой проверкой.

В качестве вывода, коротко: что такое субсидиарная ответственность? 

Субсидиарная ответственность — это личная дополнительная материальная ответственность контролирующего должника лица по компании. То есть, если имущества должника недостаточно, чтобы рассчитаться по долгам компании, то по долгам компании может ответить бенефициар должника. 

Что такое контролирующее должника лицо? У нас в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» в п. 1 ст. 61.10. содержится определение этого понятия.

Закон говорит, что под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имевшее не более, чем за три года до банкротства возможность определять действия должника.

Иными словами, критерием будет являться фактическая возможность давать руководству должника указания при принятии последним решений. Это и есть критерий, важно, что этот критерий применяется без наличия формальных и юридических моментов. Но этого мало. В соответствии с законом «О банкротстве…» установлена презумпция контролирующего должника лица (КДЛ)  в случаях, когда лицо:

  • является управляющей компанией или управляющим ИП;
  • является руководителем должника;
  • имеет более 50% голосующих акций или более 50% ;
  • лицо являлось ликвидатором или членом ликвидационной комиссии. 

Отсюда вопрос в виде вывода: за что можно привлечь КДЛ к ответственности? Закон содержит перечень оснований, когда КДЛ может быть привлечено к субсидиарной ответственности:

  1. За одобрение сделок должника (вывел активы). Поступил недобросовестно, связался с однодневкой. 
  2. За неподачу заявления о признании должника банкротом.
  3. За непередачу первичной документации в адрес арбитражного управляющего. 
  4. При привлечение должника к налоговой ответственности, а руководителя к уголовной ответственности.
  5. За утрату обязательных документов.
  6. За невнесение сведений в ЕГРЮЛ. 

Основанием привлечения к субсидиарной ответственности может являться и введение в управление номинальных руководителей (массовых руководителей, дисквалифицированных лиц и т.п.). 

И в заключении, призываю всех заботиться о своей личной безопасности и безопасности бизнеса заранее.

Так же предлагаю вашему вниманию видео моего выступления в прямом эфире «Можно ли избежать привлечения к субсидиарной ответственности?» (ноябрь 2021 года). В этом видео я так же рассказываю среди прочего об ответственности ликвидатора:

Спасибо за ваши вопросы и всем удачи».

По состоянию на 1 июля 2021 года, в России прекратили свою деятельность примерно 6,2 млн юридических лиц, из них 969,9 тыс. в связи с ликвидацией.

Только за июнь 2021 года эту статистику, по официальным сведениям ФНС России, пополнили 47,8 тыс. компаний, из которых 6,2 тыс. были ликвидированы в установленном порядке, а 40,3 тыс.

недействующих юрлиц были исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов.

Тем самым наглядно видно, что большинство предпринимателей предпочитают бросить ставшую ненужной фирму на произвол судьбы, а в данном контексте – налоговиков. Причиной такого решения становится чрезмерная усложненность ликвидации, а в некоторых случаях и боязнь наказания за ошибки при использовании официальных процедур.

Какие права и обязанности распространяются на ликвидатора?

Ликвидационная комиссия (ЛК) выполняет все функции исполнительного органа компании. Помимо обычных полномочий, включающих право на ведение судебных дел и представительство интересов компании при выездной проверке налоговыми органами, на ликвидатора возложены специальные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения установленной процедуры:

  • Сдать бланк Р15001 в течении 3 дней с момента создания ЛК;
  • Опубликовать сообщение в СМИ о прекращении функционирования Общества;
  • Провести все возможные мероприятия, направленные на выявление кредиторов и письменно сообщить им о закрытии фирмы;
  • Предпринять меры для погашения дебиторской задолженности;
  • Подготовить и сдать промежуточный ликвидационный баланс;
  • Письменно сообщить о начале процедуры работникам компании;
  • Продать имущество при нехватке денежных средств на погашение долгов;
  • Принять меры к возбуждению дела о банкротстве при обнаружении признаков несостоятельности;
  • Передать оставшееся имущество участникам;
  • Передать в архив документы, подлежащие дальнейшему хранению (например, кадровые);
  • Подготовить и сдать итоговый ликвидационный баланс с формой Р16001.

Только после исключения компании из ЕГРЮЛ работа ЛК фактически заканчивается, однако претензии к ее членам могут быть предъявлены до истечения сроков давности по соответствующим спорам, что может повлечь ответственность ликвидатора при ликвидации ООО.

Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой

Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.

Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).

Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.

Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.

В отличие от предыдущей формы, сроки для подачи «окончательной» Р16001, необходимой для получения листа записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и уведомления о снятии с налогового учета, вообще не установлены. Как следствие, нет и штрафа за опоздание с ее представлением.

Но не стоит забывать и о третьей возможности получить штраф. Если ЛК по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.

Помимо общения с налоговиками, ЛК ожидает встреча с сотрудниками государственных архивов в целях передачи на хранение документации ООО.

Игнорирование необходимости этого действия с некоторой вероятностью может повлечь штраф в размере от 100 до 300 рублей по диспозиции нормы 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения и комплектования архивных документов.

В рамках данной нормы (с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ) ликвидатор в качестве должностного лица не рассматривается, поэтому наказывается как гражданин.

По мнению некоторых юристов, данное нарушение может повлечь привлечение по ст.13.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и срока хранения документов.

Однако такая позиция представляется необоснованной, что подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что в связи с ликвидацией ООО права и обязанности прекращаются, в том числе прекращается и необходимость хранения документов (Постановление № Ф02-7094/2021 от 20.12.2021 г. по делу № А33-16475/2014).

Помимо вышеизложенного, ликвидатор может быть обвинен и в других административных правонарушениях, допущенных в рамках управления фирмой в качестве ЕИО. Ему может грозить и уголовное разбирательство.

К примеру, в случае неправомерных действий, совершенных при наличии признаков банкротства в целях его сокрытия (отчуждение имущества, фальсификация документов и др.), ему грозит привлечение по ст.195 УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность в случае принудительного банкротства

Помимо административной, члены ЛК рискуют понести гражданско-правовую ответственность.

Так, действующее законодательство устанавливает обязанность ЛК инициировать дело о банкротстве ООО при выявлении признаков несостоятельности.

При этом, с момента введения конкурсного управления, ЛК утрачивает свои полномочия и обязана в течение 3 суток передать всю документацию и активы конкурсному управляющему.

Игнорирование этого правила может повлечь признание причинной связи бездействия ЛК и невозможности погашения требований, если в результате затрудняется взыскание задолженности из-за проблем с определением конкурсной массы ввиду непредставления документации по ней. Такой вывод сделал Верховный суд РФ в процессе рассмотрения дела № А33-17721/13 (Опр. № 302-ЭС17-9244 от 16.10.2021 г.).

Судьи отметили, что безосновательное игнорирование ЛК необходимости передачи документации, принадлежащей должнику, свидетельствует о недобросовестном поведении ликвидатора, направленном на незаконное сокрытие информации об имеющемся у должника имуществе, за счет которого должны быть исполнены обязательства кредиторам. Поэтому непосредственно на ликвидатора суд возложил бремя доказывания отсутствия связи между неисполнением обязанности и последствиями.

Гражданско-правовая ответственность перед кредиторами

Ликвидатору необходимо учитывать, что именно к нему будут предъявлены финансовые претензии со стороны недовольных результатом распределения имущества кредиторов и участников ликвидированного ООО.

И если в ходе судебного процесса ими будет доказано, что именно по вине ЛК их требования не были надлежащим образом учтены в промежуточном балансе, в результате чего они понесли убытки, то членам ЛК придется возмещать им материальные потери за счет собственных средств (нормы 53.1 и 64.1 ГК РФ).

Аналогичным образом будут привлечены в качестве ответчиков все члены ЛК, если они вели процедуру ненадлежащим образом (неразумно либо недобросовестно), в нарушение типичных условий гражданского оборота или предпринимательского риска, а также если при выявлении ими у ликвидируемого Общества признаков банкротства ими не было подано соответствующее заявление в суд.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kakaya-predusmotrena-otvetstvennost-likvidatora-pri-likvidacii-ooo/

Порядок ликвидации юридических лиц, значение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

Ст. 63 ГК РФ устанавливает порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия:

  1. помещает публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (не менее 2 месяцев) в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;
  2. принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  3. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
  4. составляет промежуточный ликвидационный баланс;
  5. осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов (в порядке, установленном для исполнения судебных решений; если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов);
  6. выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица;
  7. составляет ликвидационный баланс.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  2. выплаты выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и выплаты вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. производятся расчеты с другими кредиторами.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22).

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, минимальный определенный законодательством срок ликвидации составляет 3 месяца.

Значение промежуточного ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс может быть представлен по форме бухгалтерского баланса (см. Информацию ФНС России “О предоставлении документов при ликвидации юридического лица”).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне предъявленных кредиторами требований;
  • о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Является основанием для выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Значение ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ответственность ликвидационной комиссии

При ликвидации предприятий возникает имущественная ответственность:

  • самого предприятия;
  • учредителей (участников) или собственника;
  • должностных лиц предприятия;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов предприятия.

Для решения вопроса об ответственности ликвидационной комиссии необходимо сначала определиться с ее правовым статусом.

Отнесение ликвидационной комиссии к органам управления юридического лица прямо вытекает из действующего законодательства (п. 3 ст. 62 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Так как полномочия ликвидационной комиссии и единоличного ликвидатора по закону равны, это дает основания предположить, что комиссия является коллективным органом управления, а ее председатель выполняет лишь организационно-представительские функции.

Для представления интересов ликвидируемого юридического лица член ликвидационной комиссии или ее председатель должны иметь протокол общего собрания учредителей (решение суда) об утверждении состава комиссии и протокол о предоставлении конкретному лицу тех или иных полномочий. Даже совпадение в одном лице бывшего руководителя предприятия и председателя ликвидационной комиссии не дает оснований считать, что председатель комиссии обладает какими-либо самостоятельными полномочиями.

Члены ликвидационной комиссии, являясь по смыслу п. 3 ст.

56 ГК РФ, “другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания”, должны в соответствии с этой нормой солидарно нести субсидиарную ответственность.

Только если член ликвидационной комиссии докажет отсутствие вины (не ал или ал против по конкретному вопросу), он может быть освобожден от привлечения к имущественной ответственности.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-likvidatsii-iuridicheskich-lits-znachenie-promezhutochnogo-likvidatsionnogo-balansa-i-likvidatsionnogo-balansa-otvetstvennost-likvidatsionnoy-komissii-likvidatora

Ответственность при ликвидации ООО

Привлечение к ответственности члена ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — процесс длительный и трудоемкий. Однако иногда случается так, что она не решает проблемы владельцев, а, напротив — добавляет новых. Рассмотрим, почему так происходит и как собственникам избежать лишних сложностей при закрытии бизнеса.

Условия и порядок ликвидации ООО

Законодательство предусматривает несколько видов ликвидации компании (ст. 61 ГК РФ и ст. 57 закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об ООО»):

  • по решению суда, если выявлены грубые нарушения требований закона (порядка регистрации, правил лицензирования и т.п.);
  • в рамках процедуры банкротства;
  • добровольно по решению собственников.

Кроме того, если компания не ведет фактическую деятельность в течение года (отсутствуют операции хотя бы по одному банковскому счету и не сдается налоговая отчетность) и более, то регистрирующий орган может ликвидировать ее самостоятельно (ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…»).

Добровольная ликвидация предполагает ряд обязательных этапов:

  1. Решение о ликвидации.
  2. Уведомление регистрирующего органа.
  3. Назначение ликвидатора.
  4. Публикация сообщения в СМИ.
  5. Получение информации о требованиях кредиторов.
  6. Промежуточный ликвидационный баланс.
  7. Расчеты с кредиторами.
  8. Окончательный ликвидационный баланс.
  9. Распределение активов между собственниками.
  10. Внесение сведений о ликвидации в госреестр.

Ликвидатор и арбитражный управляющий

Как мы видим, процедура ликвидации длительная и непростая. На практике она длится несколько месяцев. Все это время процессом руководит ликвидатор. По сути, к нему на этот период переходят полномочия руководителя.

Важно!

При добровольной ликвидации право выбора ответственного лица имеют владельцы компании, поэтому часто именно директор и становится ликвидатором. Также эту обязанность может взять на себя и собственник, принявший решение закрыть бизнес. А если единственный учредитель и директор — это один и тот же человек, то вполне логично, что он и будет ликвидировать свою компанию.

Если же бизнес закрывается принудительно, то ликвидатора назначает суд. При банкротстве эти функции исполняет арбитражный управляющий. Он должен обязательно быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Также кредиторы могут выдвинуть дополнительные требования к управляющему, например, наличие профильного образования или стажа, но это не является обязательным (ст. 20 и 20.2 закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Рассмотрим, какова предусмотренная законом ответственность ликвидатора ООО, арбитражного управляющего, а также обычных учредителей и бывшего директора, если они сами не руководят закрытием бизнеса.

Гражданско-правовая ответственность

Закон устанавливает, что лица, определяющие действия компании, отвечают перед ней за убытки, причиненные их недобросовестными или неразумными действиями (ст. 53.1 ГК РФ).

В рамках процедуры закрытия компании таким лицом будет именно ликвидатор. Но и ответственность директора после ликвидации юридического лица никуда не исчезает, даже если он ранее и передал свои полномочия. Если будет доказано, что ущерб организации нанес именно директор во время исполнения своих обязанностей, то он и будет возмещать убытки.

И то, что юридическое лицо может уже прекратить существование, роли не играет. В данном случае применяется общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ).

Аналогичным образом определяется и гражданско-правовая ответственность учредителя после ликвидации ООО.

Субсидиарная ответственность

Выше шла речь о возмещении управляющими лицами убытков самой компании. Но эти лица могут также и нести ответственность по долгам юридического лица перед сторонними кредиторами.

Так, в рамках процедуры банкротства отвечать по долгам закрываемой организации будут те, кто признан судом контролирующими должника лицами (КДЛ). Их перечень определен статьей 61.10 закона № 127-ФЗ.

Такими лицами могут быть как собственники и руководитель, так и ликвидатор. А если это один и тот же человек, то понятно, что он и будет обязан гасить долги фирмы, если суд признает его действия недобросовестными.

Здесь ответственность также может быть применена и после закрытия юридического лица. Кредиторы имеют право предъявить претензии к КДЛ в течение трех лет со дня признания организации банкротом или завершения конкурсного производства. А с момента принятия самого спорного решения и до предъявления претензий может пройти до 10 лет (ст. 61.14 закона № 127-ФЗ).

Важно!

Без банкротства долги ликвидированной компании перед бюджетом могут быть взысканы с ответственных лиц, если доказана их вина в уклонении от уплаты налогов. Право налоговиков на это подтвердил Конституционный Суд РФ (Постановление от 08.12.2021 № 39-П).

Принудительная ликвидация недействующей компании (отсутствуют операции хотя бы по одному банковскому счету и не сдается налоговая отчетность) регистрирующим органом также не освобождает КДЛ от ответственности. Если за организацией остались долги, и будет доказана вина КДЛ, то они будут гасить задолженность компании в субсидиарном порядке так же, как и при банкротстве (п. 3.1 ст. 3 закона № 14-ФЗ).

Административная и уголовная ответственность

Т.к. ликвидатор является высшим должностным лицом закрываемой компании, то он отвечает за нарушения по аналогии с обычным директором.

При ликвидации обычно возникают нарушения в следующих сферах:

  • связанные с порядком уведомления регистрирующего органа (ст. 14.25 КоАП);
  • неуплата налогов и других обязательных платежей (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 199 – 199.4 УК РФ);
  • невыплата заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 145.1 УК РФ);
  • уклонение от уплаты кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
  • нарушения при банкротстве (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ и ст. 195 – 197 УК РФ).

Применяемые санкции зависят от тяжести нарушения, т.е. в большинстве случаев — от суммы.

Например, если при банкротстве убытки кредиторов не превысили 2,25 млн. рублей, то применяются ст. 14.12 и 14.13 КоАП. В этом случае максимальный штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. рублей, а срок дисквалификации — 3 года.

Если же «порог» превышен, то по ст. 195 – 197 УК РФ штраф может достигнуть 500 тыс. рублей, а срок лишения свободы — 6 лет.

Административные и уголовные санкции являются персональными. Поэтому их применение не зависит от того, существует ли компания на момент привлечения КДЛ к ответственности, или уже ликвидирована.

Административная ответственность руководителя организации

Важен только срок исковой давности. По административным делам он зависит от вида нарушения (ст. 4.5 КоАП). В частности, при нарушении законодательства о налогах и сборах этот срок составляет 1 год, а при нарушении законодательства о банкротстве — 3 года. Максимальный срок давности по КоАП РФ предусмотрен за нарушения, связанные с коррупцией и составляет 6 лет.

По УК РФ срок давности зависит от максимального лишения свободы, предусмотренного за конкретное преступление.

По перечисленным выше экономически» статьям срок заключения может достигать 6 лет (например, за преднамеренное банкротство юридического лица).

Такие преступления признаются тяжкими, и уголовная ответственность директора после ликвидации ООО может быть применена по ним в течение 10 лет (ст. 78 УК РФ).

О чем следует помнить, ликвидируя организацию

Если вернуться к регламенту ликвидации, то можно увидеть, что он предусматривает необходимость дважды составить баланс. А ведь штатный бухгалтер вряд ли будет работать на предприятии в течение всей процедуры закрытия. Так как маловероятно, что компания сможет платить ему все это время обычную зарплату.

Налоговой проверки в регламенте нет, потому что обязательной по закону она не является. Однако, узнав о начале процедуры закрытия бизнеса, налоговики обязательно проведут анализ деятельности компании. Если у инспекторов возникнут подозрения и объем предполагаемых санкций будет соответствовать их плану, то проверка практически неизбежна.

Владелец, закрывая бизнес, не может заранее знать, будет ли проверка, т.к. решение об этом остается за налоговиками.

Следовательно, ему нужна помощь специалистов, знающих те критерии, которыми пользуются сотрудники ФНС.

Специалисты нашей компании помогают учесть налоговые риски еще до начала процедуры ликвидации и составляют план действий, который в большинстве случаев поможет обойтись без проверки.

Вывод

Ликвидировать бизнес зачастую бывает сложнее, чем открыть его. В процессе закрытия могут как обостриться старые проблемы, так и возникнуть новые, например, связанные с налоговой проверкой.

И даже формальное закрытие компании не освобождает собственника и руководителя от ответственности, особенно, если это один и тот же человек.

В отдельных случаях материальные претензии и уголовные санкции могут быть предъявлены в течение 10 лет после нарушения, независимо от даты ликвидации бизнеса.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/otvetstvennost-pri-likvidatsii-ooo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.