+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Права и обязанности арендатора лесной кодекс рф

Содержание

Аренда земель лесного фонда. Стоит ли игра свеч? на сайте Недвио

Права и обязанности арендатора лесной кодекс рф

Перспектива получения участка в аренду в лесном фонде всегда выглядит интересно, особенно если речь идет об организации бизнеса. Эти земли чаще всего используются в целях: туризма и строительства баз отдыха, организации охоты и иного досуга. Можно даже арендовать лесной участок под предприятие лесозаготовки.

Получить такую выгодную территорию не так-то просто: следует одержать победу на государственном аукционе, иметь все бумаги и подписать достаточно строгий договор, или получить постановление на предоставление участка в аренду от муниципальных властей.

Несмотря на кажущуюся привлекательность лесных участков, многие будущие землевладельцы задаются одни и те же вопросами: Каковы риски? И стоит ли игра свеч? Ведь ходит столько слухов, что государство безбожно карает всех и вся, кто что-то посмел сделать не так на землях лесного фонда.

Эти и другие проблемы мы рассмотрим в данной статье.

В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.

Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.

Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  1. Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
  2. Заготовка древесины;
  3. Охота и рыбалка;
  4. Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
  5. Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
  6. Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
  7. Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
  8. Геолого-исследовательские изыскания;
  9. Создание водохранилищ, линейных объектов;
  10. Переработка древесины;
  11. Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?

На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.

Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.

Однако на таких землях можно строить другие объекты:

  • временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
  • спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.

Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:

  • Изменить тип целевого назначения участка;
  • Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.

Чего на лесных участках делать нельзя?

Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:

  1. Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
  2. Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
  3. Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
  4. Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
  5. Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
  6. Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
  7. Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
  8. Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
  9. Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.

Какие участки можно брать в аренду, а какие нельзя?

  1. Объектом аренды могут являться лесные территории, оформленные как государственная собственность и состоящие на кадастровом учете;
  2. Нельзя арендовать участки лесного фонда, находящиеся на территории заповедников, а также земли, где произрастает уникальная флора;
  3. Кроме того, лесные территории запрещается арендовать с правом выкупа в частную собственность, либо отдавать в субаренду.

Других ограничений по аренде земельных участков нет.

Аренда лесных участков. Основные положения

Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.

Требования к арендаторам

Арендовать участок в лесном фонде может:

  1. Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
  2. Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
  3. Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).

Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).

Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:

  1. эксплуатировать земли согласно их назначению;
  2. соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
  3. не мусорить (не засорять) участок;
  4. следить за состоянием почвы;
  5. выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
  6. придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).

Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.

Сроки аренды

Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.

Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.

Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).

В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.

Как оформить аренду и получить лесной участок в пользование?

Порядок оформления таких территорий в частное пользование состоит из нескольких этапов:

1. Провести мониторинг государственных аукционов и торгов

Первым делом необходимо выяснить: какие аукционы и торги проводятся местной администрацией. Эти сведения публикуются в местных СМИ, на сайтах местных органов власти, а кроме того сайтах размещения данных о государственных торгах.

После того, как аукцион найден, далее следует выяснить какие требования предъявляются для его участников. Эту информацию можно также найти на сайтах или обратиться с запросом в местную администрацию.

2. Принять участие в аукционе и выиграть его

Разумеется, до начала аукциона вы должны быть уверены в своем решении. Для этого желательно съездить и физически осмотреть участок, и собрать все бумаги и подготовить деньги.

Следом идет участие в аукционе. Для этого подается заявка и оплачивается залог. В случае если ваша ставка наилучшая — вы выигрываете торги.

3. Подписание договора

Организатор аукциона обязан подписать с его победителем договор аренды в течение максимум 10 суток, со дня подписания акта торгов.

Договор аренды при этом оформляется и выглядит довольно стандартно: в нем перечисляются все права и обязанности арендатора и арендодателя, величина арендной платы, условия ее пересмотра, ответственность сторон, условия расторжения, форс-мажорные обстоятельства.

Дабы не нарваться на штраф и потерю залога, важно сделать первый платеж четко до оговоренного срока. Следует также не забывать про проценты за просрочки и пени.

Как получить лесной участок без аукциона?

Если на интересующие территории торгов не проводится, арендатору придется самостоятельно подготовить запрос в местную администрацию и предоставить немного иной пакет документов.

В запросе описывается месторасположение и площадь ЗУ, цель аренды, тип землепользования и сроки. Вместе с ним передается:

  1. Выписка из реестра юр. лиц;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия подтверждения о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН);
  4. Доверенность от нотариуса (в случае, если запрос делает доверенное лицо).

Запрос может рассматриваться на протяжении 30 дней. По решению комиссии, предприниматель либо получит на руки Распоряжение о предоставлении земли в аренду, либо письменный отказ.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Согласно закону, комиссия должна принять решение в срок до 1 месяца.

На ее решение могут оказать влияние следующие факторы:

  1. Имеет ли претендент опыт пользования земельными ресурсами?;
  2. Насколько надежен и платежеспособен потенциальный арендатор?;
  3. Есть ли проект по использованию территории?

На положительный ответ можно не рассчитывать, если предприниматель уже попадал в списки нарушителей условий аренды или недобросовестно распоряжался выданными участками.

Стоит учесть, что помимо потраченного времени на утверждение Постановления и подписания договора, еще понадобится время на осмотр территории, а также выбор площадей, проведение оценки ЗУ, сборы бумаг. Сроки выполнения всех процедур определяются территориальными органами и печатаются в СМИ, либо на сайте администрации.

Что происходит после подписания договора?

После подписания, а затем регистрации договора в Росреестре, арендатор вправе начать пользоваться земельным участком. Можно свободно распоряжаться, рубить лес, возводить постройки. Главное — не делать ничего такого, что запрещено в соглашении.

Со временем, конечно, ставка аренды может подорожать. В этом случае, согласно закону, у арендатора есть право потребовать увеличения площади участка.

По окончании срока действия договора, арендатор имеет преимущественное право на землю, и может пролонгировать договор на новый срок.

Вывод: Лесные земли — это лакомый актив, на котором можно организовать прибыльный бизнес. В данной статье мы детально описали все нюансы по аренде таких участков: что можно на них делать, а что нельзя, как все оформить и взаимодействовать с государством.

Стоит ли игра свеч? Нам кажется, что да. Хотя процедура получения таких участков довольно сложная.
Вам понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Источник: https://Nedvio.com/arenda-zemel-lesnogo-fonda/

Договор аренды лесного участка: правовое регулирование, особенности составления

Права и обязанности арендатора лесной кодекс рф

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Замечание 1

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Правовое регулирование подобного соглашения в том числе осуществляется приказом Рослесхоза от 26.07.2011 №319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Замечание 2

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован.

Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер.

Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер.

В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре.

Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей.

В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Замечание 3

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка.

В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 1997 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка.

Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма.

Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка.

Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

Замечание 4

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков.

Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.

2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 1997 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

Замечание 5

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Замечание 6

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ.

Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Замечание 7

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики.

Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/lesnoe-pravo-rossii/dogovor-arendy-lesnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.