+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог за окружающую среду кто платит

Содержание

Экологический налог с 2021 года в России – кто будет платить?

Налог за окружающую среду кто платит

Экологический налог в России с 2021 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год.

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Заключение

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Вслед за «мусорной» реформой, в России введут экологический налог.

Источник: https://vyvoz.org/blog/ehkologicheskij-nalog/

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

Налог за окружающую среду кто платит

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользователя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Исчисление платы за негативное воздействие на ОС.

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ “Об охране окружающей среды”

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2021 N АА-06-02-31/370 “О плате за НВОС”*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик – региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ ” Об охране окружающей среды”) за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ – по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы – по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды – это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Разъяснения для ОНВОС 3 категории – что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.

2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Источник: https://EcoProverka.ru/raschet-platy-za-negativnoe-vozdeystvie-na-okruzhayuschuyu-sredu/

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Налог за окружающую среду кто платит

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2021 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ.

По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией.

Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская.

«Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей.

Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2021 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей».

Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется.

Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик  

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2021 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источникаминегативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных водразмещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасностинакопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления 

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Узнать больше

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства.

Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога.

Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Источник: https://kontur.ru/articles/5336

Расчет экологических налогов, порядок уплаты, сдача декларации

Налог за окружающую среду кто платит

С начала 2021 года в России произойдет изменение в области налогообложения. Индивидуальные предприниматели и предприятия будут облагаться новым налогом – экологическим.

Не все юридические лица обязаны совершать экологические платежи государству. Оплачивать экологический налог будут вынуждены организации и предприниматели, оказывающие отрицательное действие на окружающую среду.

В законодательстве определены и другие ограничения круга лиц, попадающих под налогообложение в сфере экологии.

Срок ввода действия налога

Одна из причин ввода нового налога – перераспределение обязанностей по сбору средств с организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

До 2021 года обязанность по сбору относилась к профильному ведомству – Росприроднадзору. Государственный орган, у которого получение платежей не входило в основные задачи, достигал менее половины необходимого объема по получению компенсаций за нанесенный окружающей среде вред.

Передача обязанностей Федеральной налоговой службе, имеющей необходимый опыт по взысканию задолженностей и организации оплаты обязательных платежей, должна привести к увеличению поступлений средств в бюджет. Теоретически это позволит получить новые ресурсы для защиты окружающей среды.

Все собранные средства уйдут в общий бюджет, из которого затем будут выделяться деньги на экологическую защиту.

Кроме изменений адресата платежей, поменялся и сам вид оплаты: экологический сбор стал налогом. Новые положения законодательства во многом дублируют содержание действующего федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (статья 16).

По задумке составителей, экологический налог должен сохранить статус-кво для организаций, осуществляющих выплаты. Изменения затронут только недобросовестные предприятия, которые обязаны совершать платежи, но не делают этого.

С 2021 года они будут отвечать перед налоговой.

С 1 января по 1 марта 2021 года будет переходный период, в течение которого в Федеральную налоговую службу Росприроднадзор передаст данные по организациям, оказывающим отрицательное действие на окружающую среду.

В течение ближайших 10 лет (до 31 декабря 2029) будет действовать пониженная штрафная процентная ставка в 10% для неплательщиков. Ожидается, что изменения в Налоговом кодексе вступят в силу с 1 января 2021 года.

Налогоплательщики экологического налога

Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.

УсловияНалогоплательщики
Негативное влияние на окружающую средуОрганизации, ИП
Образование отходов, кроме ТКООрганизации, ИП
Работа с ТКОРегиональные операторы
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категорииОрганизации, ИП
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использованияОрганизации, ИП
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шассиОрганизации, ИП
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизацииОрганизации, ИП

Например, транспортные компании, использующие грузовики, налогом не облагаются, потому что транспортное средство не является стационарным источником выбросов.

Каждое облагаемое налогом лицо обязано встать на учет в местном отделении налоговой службы за 30 дней с момента постановки на государственный учет. Росприроднадзор в течение 10 дней передает в ИФНС данные по новым объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду. Разделение по учету следующее:

  • Росприроднадзор учитывает объекты;
  • ФНС – налогоплательщиков.

Для видов деятельности, относящихся к 4 категории, необходимо получение соответствующего подтверждения. Общее число объектов в России, оказывающих негативное влияние на экологию, – более 250 тысяч.

Объекты налогообложения

Под действие экологического налога не попадает:

  • деятельность, финансируемая из бюджета любого уровня;
  • объекты, не оказывающих отрицательного действия на среду;
  • упаковки и товары, используемые повторно;
  • экспортные товары, произведенные на территории Российской Федерации;
  • использование горных пород и отходов производства черных металлов (4-5 класс опасности) для заполнения полостей при рекультивации;
  • скопление сырья для последующей утилизации или проведения обеззараживания в течение 11 месяцев после появления;
  • выбросы на объекте 4 категории;
  • старые транспортные средства (более 30 лет) при сохранении оригинального состояния.

Остальные производственные действия предприятия облагаются налогом, если оказывают отрицательное воздействие:

  • выбросы в атмосферу на стационарных источниках;
  • сброс в сточные воды;
  • обработка отходов любого класса опасности.

Кроме деятельности в роли объекта выступают предметы:

  • отработавшие товары и упаковки;
  • транспортные упаковки (используются для упаковывания нескольких единиц);
  • транспортные средства согласно перечню.

Налоговая база

При подсчетах значения налога в качестве базы используется несколько показателей, связанных с объемом и массой:

  • атмосферные выбросы;
  • сбрасывание в воду;
  • размещаемые отходы.

Дополнительные характеристики способны поднять или опустить итоговый показатель:

  • повторная переработка отходов (понижает);
  • превышение норм, установленных Росприроднадзором (повышает).

Учитываются все виды отходов, обращаемых и вырабатываемых на предприятии. Данные собираются с каждого стационарного источника по результатам экологического контроля на предприятии. Все используемые значения основаны на договорных отношениях самой организации, которая заключает соглашения на вывоз и утилизацию мусора.

Ставка налога

Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.

Для развесных товаров используется расчет относительно каждой тонны, для штучных – за единицу. Кроме того, спецификой товара обуславливается применение коэффициентов.

К специфическим характеристикам относятся некоторые данные для транспортных средств, например:

  • год выпуска;
  • мощность двигателя;
  • количество осей.

За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:

  • масса реализованных в России в течение года товаров;
  • коэффициент;
  • масса повторно использованных товаров;
  • ставка.

Значение ставки для некоторых товаров:

Товар или отходРазмер ставки, руб.
Самоходные машины и прицепы172 500
Другие виды транспорта150 000
Свинцовые аккумуляторы27 320
Колесные транспортные средства (категория M1, G)20 000
Хлор181,6
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак138,8

Правила расчета начислений

Каждый налогоплательщик рассчитывает размер экологического налога самостоятельно, учитывая каждый источник негативного воздействия на среду, классы опасности, деятельность 1-3 категории опасности. Спустя год с момента вступления закона в силу начнет применяться коэффициент, отражающий смену потребительских цен.

Для мотивации к снижению выбросов и образованию отходов будут применяться соответствующие повышающие коэффициенты:

ЗначениеУсловие применения
100Превышение установленной массы, отсутствие результатов по программе снижения объема выбросов
25В пределах временно разрешенного превышения

Для расчета налога используется формула, аналогичная вычислениям размера экологического сбора:

С = К * М * Н, где

С – размер налога или сбора,

К – коэффициент,

М – масса на утилизацию за вычетом переработанного сырья,

Н – норма.

Уменьшение размера платежа

Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.

Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.

Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:

ЗначениеУсловие применения
0,3При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов
0,33Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса
0,49Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса
0,5Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности
0,67Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса

При внедрении наилучших технологий, оплаченных предприятием, в области защиты окружающей среды может применяться нулевой коэффициент, обнуляющий всю сумму налога. Ситуации, при которых предприятие может легально не оплачивать экологический налог:

  • достижение нормативов после внедрение технологий на объекте, оказывающим негативное влияние на экологию;
  • накопленные отходы использованы повторно в собственных нуждах или переданы для этого другой организации.

Порядок и срок уплаты налога

В качестве периода налогообложения используются данные за 1 календарный год.

Для оплаты экологического налога используется авансовая схема, кроме предприятий малого и среднего бизнеса. Всего платеж состоит из 4 частей:

  • 3 авансовых оплаты, равняющихся четверти суммы за прошлый год, – за первые 3 квартала;
  • оплата остатка.

Срок финальной оплаты – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Квартальные платежи выплачиваются не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.

Представляемая отчетность

Заполнение налоговой декларации происходит только в электронном виде. Налогоплательщик предоставляет и учитывает следующие данные:

  • объем и класс отходов по каждому источнику;
  • ставку и коэффициенты.

Первый показатель определяется путем экологического контроля, а также на основании актов приема-передачи отходов на утилизацию третьим лицам. Все предоставляемые данные, связанные с обращением отходов, должны быть подтверждены контролирующим органом – Росприроднадзором. При заполнении электронной формы указывается место подачи декларации – местное отделение ИФНС.

Порядок заполнения декларации

Форма не заполняется для экспортируемых товаров и упаковок. Включаются в декларацию товары и упаковки, произведенные в России, странах ЕАЭС, третьих странах (после прохождения таможенных процедур).

Ответственность за неуплату и непредставление декларации

В течение первых 10 лет с момента внедрения закона размер штрафа за отсутствующую или неполную оплату налога будет составлять 10% от неоплаченной суммы.

В отличие от Росприроднадзора, налоговая служба при обнаружении недостатков может проверить всю деятельность предприятия, а не только часть экологической защиты.

Помимо повышающих коэффициентов к предприятиям применяются штрафные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Наказание связано с сокрытием или искажением информации. Для определения размера штрафа используются статья 8.5:

  • 3-6 тысяч рублей – для ИП и должностных лиц;
  • 20-80 тысяч рублей – для организаций.

Другая статья КоАП – 19.7:

  • 3-5 тысяч – для ИП и должностных лиц;
  • 300-500 рублей – для организаций.

Отдельного вида штрафа за неуплату экологического налога не предусмотрено.

Cleanbin.ru Все права защищены

Источник: https://cleanbin.ru/law/environmental-tax

Экологический сбор 2021

Налог за окружающую среду кто платит

Экологический сбор — неналоговый платеж, который позволил государству создать механизм утилизации использованной упаковки и товаров с закончившимся сроком полезного использования на территории РФ.

Для производителей это понятная и рациональная альтернатива утилизации произведенных упаковочных материалов и продукции своими силами.

Узнать ставку и сроки уплаты экологического сбора в 2021 году, получить консультацию как рассчитать и заполнить отчеты по экосбору можно в ЭкоПромЦентре в Санкт-Петербурге. 

Запросить консультацию

Кто платит экологический сбор

Согласно Статье 24.5 федерального закона 458-ФЗ, существует два главных плательщика экологического сбора:

  • Производитель одного из 42 перечисленных в законодательстве видов товаров. А также предприятия, упаковывающие свою продукцию в один из 8 видов упаковки, перечень которой приведен в том же акте.
  • Импортеры указанных в положении товаров или упаковки. Они выполняют норматив за производителя, ведущего свою деятельность за пределами РФ, а значит не подпадающего под наше законодательство.

Действующий перечень утвержден в Постановлении правительства 2970-р, которое утверждено 28 декабря 2021 года и вступило в силу с 2021 года. В нем приведены коды продукции и тары по ОКВЭД.

От чего зависит сумма экосбора

Согласно Приказу 488, выпущенному Росприроднадзором 22.08.16, сумма экологического сбора зависит от трех факторов:

Ставка экосбора

Ставка экологического сбора утверждается государством. Ее значение можно узнать на официальном сайте Росприроднадзора. Она зависит от вида товара, его категории опасности для экологии и сложности утилизации. 

По состоянию на 2021 год ее максимальное значение — 33 476 рублей. Такая ставка установлена для аккумуляторных батарей, которые содержат токсичный свинец и должны утилизироваться только в специальных центрах по переработке. А для тары из металла, например, консервных банок — 2 423 рублей. Их утилизация существенно проще и вред, наносимый экологии, ниже.

Масса произведенных товара или тары

Чем больше объем продукции предприятия, тем больше сумма экологического сбора, потому что больше отходов подлежит утилизации. Для приведения к сравнимому показателю используется вес, выраженный в тоннах, как и в статистической отчетности. 

Ежегодно предприятие обязано отчитываться об объемах производства за отчетный период. Для этого составляется и отправляется в Росприроднадзор декларация по форме, утвержденной в Постановлении 1417 Правительства РФ, утвержденное 24 декабря 2015 года.

При расчете базы экологического сбора объем продукции для импортеров — масса импортированных товаров и упаковки.

Норматив утилизации

Нормы утилизации утверждены в Постановлении 1342 Правительства РФ от 8 декабря 2015. Положение неоднократно уточнялось. В последний раз изменения были утверждены в 2021 году. 

Норматив указан в относительном значении — в процентом отношении к общему объему производства. Его значение ежегодно увеличивается. Сделано это, чтобы смягчить переход предприятий к новым правилам расчета и уплаты экосбора. Так в 2021 году норматив утилизации для экологического сбора для ковровых изделий составлял 0%, в 2021 — 5%, а в 2021 — уже 10%.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.

Стоит отметить, что утилизация отходов I-IV категории относится к лицензируемым видам деятельности. Поэтому средним по размеру предприятиям не всегда выгодно разворачивать собственную систему сбора и переработки тары и товаров. В этом случае выполнения норматива можно добиться, заключив договор на утилизацию с перерабатывающими компаниями. 

Альтернатива — заплатить полную сумму экосбора, которая рассчитывается, как произведение ставки на объем производства и на норматив. Если же норма утилизации выполнена не полностью, то правила вычисления размера платежа несколько изменяется. Умножать нужно на разницу между установленным в постановлении нормативом и выполненной его частью.

Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора

Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1.

Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2021 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.

Максимальный уровень штрафов по состоянию на 2021 год:

  • Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей.
  • Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.

При этом штраф вычисляется по каждой группе товаров и упаковки отдельно. Т.е. если по одной предприятие рассчитало сумму, отчиталось и уплатило, а по другим — нет, санкции все равно могут быть наложены.

Как уплатить в сроки без штрафов

  • Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.

  • До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
  • Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.

При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки.

Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.

Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:

  • Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
  • Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
  • Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
  • Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.

Запросить консультацию

Источник: https://ecopromcentr.ru/ehkologicheskiy-sbor-2021/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.