+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие бывают проверки гит

Содержание

Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2021 году

Какие бывают проверки гит
источник: Яндекс картинки

У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2021 № 160, далее — Регламент).

В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2021 года.

Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.

До 10 ноября компанию должны включить в план проверок

Совет:до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а такжесервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.

источник: онлайнинспекция.рф

План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2021 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система.

Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют.

Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

источник: Яндекс картинки

Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст. 9 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).

Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки

Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.

В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно. 

Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.

источник: Яндекс картинки

Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте

На заметку:в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.

В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы.

Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п.

13 Регламента).

>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ

Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ.

В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки.

Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.

Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).

Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.

Пример
Сведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2021 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2021 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании.

Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства.

Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.

источник: Яндекс картинки

Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда

Интересно знать:136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2021 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.

В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п.

8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.

Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:

— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;

— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2021 № 308-ФЗ).

Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.

>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК

>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней

Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.

Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент

, , , Instagram

Благодарю за внимание!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afb4d29256d5c10df008c74/5df2377c9515ee00aee77fd1

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Какие бывают проверки гит

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2021 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании.

Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска.

Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2021 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2021 № 655.

Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2021 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

Узнать больше

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные актыПодзаконные нормативные акты
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2021 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2021 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2021 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ).

Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.

2021, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.

  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав.

    Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.

  4. Тематические проверки.

    Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ).

    В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора.

Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.

), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Источник: https://kontur.ru/articles/5050

Все нюансы проверки ГИТ: какие нужны документы, как подготовиться

Какие бывают проверки гит

Проверка ГИТ – это всегда нежелательное и не очень приятное событие, потому как, даже если вы “мастер спорта” по охране труда, все равно найдется работник, который забудет очки надеть во время работы или на перекур уйдет, а болгарку оставит включенную в сеть.

Примеров много, и если вы хотите поделиться опытом, рассказывайте об этом в х. Замечания для предписания инспектору всегда можно найти, но возможно, ваша история поможет подготовиться максимально.

Если вы начинающий специалист по охране труда и хотите узнать, как проходит проверка ГИТ, к чему готовиться и какие могут возникнуть вопросы, то эта статья как раз для вас. Читайте и задавайте вопросы, будем обсуждать.

Проверка ГИТ

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Плановая проверка ГИТ

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.

Конечно, хорошо, что время известно заранее, но все же радоваться этому пока рано. Обратим внимание и на другие нюансы, связанные с плановой проверкой.

Выездная плановая проверка ГИТ

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2021 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

То есть в каждом регионе все очень индивидуально, и если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Документарная плановая проверка ГИТ

Второй вид – плановая документарная проверка ГИТ. Если она вас ожидает, обратите внимание на перечень документов в распоряжении. Необходимо предоставить только то, что в нем указано.

В данном случае все просто, получили запрос, подготовили копии документов, заверили – и в течение 10 дней отправили в ГИТ.

Но и тут есть “подводные камни”: например, документарная может стать выездной, если инспектор не убедился в полноте предоставляемых сведений или ему понадобилось оценить деятельность компании на соответствие требования ТК РФ воочию.

В любом случае расслабляться сильно не стоит, нужно быть начеку, а еще лучше делать все вовремя, согласно букве закона.

Категория риска предприятия по охране труда

Начиная с 22 октября 2021 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Источник: https://oxrana-truda.ru/proverka-git

Проверки ГИТ: порядок проведения и меры реагирования. Защита прав работодателя

Какие бывают проверки гит
23.08.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (112), август 2021.

Далеко не каждый предприниматель осведомлен о том, что при осуществлении деятельности, будь то торговля, оказание услуг либо что-нибудь иное, он может столкнуться с рисками, способными повлечь за собой значительные финансовые потери. К таким рискам можно отнести, например, недобросовестность контрагента по договору поставки, непрофессиональный подход к разработке хозяйственно-правового договора и т. п.

Но, пожалуй, наиболее существенным с точки зрения материального ущерба для предпринимателя является риск проведения проверок надзирающими органами, в частности Государственной инспекцией труда (ГИТ).

Предпринимательский риск, связанный с проверками ГИТ, может выражаться не только в возможной потере денежных средств. В некоторых случаях законодателем установлен такой вид административной ответственности для руководителя организации, как дисквалификация, то есть лишение права занимать определенные должности в пределах срока, установленного решением суда.

ГИТ в рамках своих полномочий выявляет нарушения предпринимателем (будем именовать его в дальнейшем «работодателем») Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановлений Правительства РФ, Минтруда и т. п.

При обнаружении нарушений ГИТ привлекает виновных юридических и физических лиц к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам проверки ГИТ может направить в прокуратуру материалы, на основании которых работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности, например, за невыплату заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях минимизации рисков, связанных с проведением проверок ГИТ, работодателю необходимо не только соблюдать трудовое законодательство, но и знать, на основании чего он может подвергнуться такой проверке, а также порядок ее проведения.

Основным документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок, а также их виды, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ-294), согласно которому проверки, проводимые ГИТ, бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки ГИТ

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью с применением риск-ориентированного подхода, представляющего собой метод, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Категории риска и периодичность связанных с этими категориями плановых проверок ГИТ установлены Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Согласно п. 20 Положения, плановые проверки проводятся с определенной периодичностью (см. Таблицу 1).

Проведение плановой проверки чаще, чем это установлено, является незаконным и служит безусловным основанием для отмены ее результатов.

Узнать свою принадлежность к той или иной категории риска работодатель может посредством письменного запроса, направленного в ГИТ региона, в котором зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также есть возможность самостоятельно посмотреть на сайте Роструда перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска по каждому субъекту страны.

О грядущей плановой проверке, сроках ее проведения можно узнать на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и региональной ГИТ.

При проведении плановых проверок инспекторы ГИТ применяют проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. Данные листы утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2021 № 655.

В них включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые работодателю. Используя их, работодатель может подготовиться к плановой проверке заранее.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки несут в себе повышенный риск для работодателя, поскольку отсутствует возможность подготовиться к ним заранее. Основанием для их проведения являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Число таких проверок в определенный период времени законодательно не ограничено.

При этом необходимо учитывать, что, даже если работодатель не допускает нарушений трудового законодательства, это еще не является гарантией от проведения внеплановой проверки.

По личному опыту, полученному во время работы в ГИТ на должности государственного инспектора труда по правовым вопросам, могу сказать, что около 30% заявлений и обращений работников, поступающих в ГИТ ежемесячно, представляют собой оговор работником работодателя с целью причинить неприятности в виде проведения внеплановой проверки ― то есть налицо злоупотребление правом со стороны работников. Это могут быть как ложные сообщения о нарушении трудового законодательства, так и совсем не имеющие к нему отношения, например: «Начальник плохо на меня посмотрел». И если обращения второго типа ГИТ не рассматриваются, то по ложным сообщениям о нарушении трудового законодательства внеплановая проверка будет проводиться обязательно.

Внеплановые проверки проводятся на основании ч. 7 ст. 360 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 ФЗ-294, могут осуществляться как в документарной, так и в выездной форме (ч. 4 ст. 10 ФЗ-294) и проводятся на основании распоряжения о проведении проверки (ч. 1 ст. 14 ФЗ-294).

Заверенная надлежащим образом копия распоряжения вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 ФЗ-294).

В распоряжении указывается, какие документы обязан предоставить работодатель для проведения проверки.

После получения распоряжения необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, обращая особое внимание на реквизиты и иные содержащиеся в нем сведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗ-294.

Необходимо иметь в виду, что инспектор имеет право требовать от работодателя предоставления только тех документов, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ФЗ-294).

То есть если предметом проверки является нарушение сроков выплаты заработной платы, то инспектор не вправе требовать предоставления документов по охране труда.

Согласно ст. 21 ФЗ-294 руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения, и инспектор не имеет права этому препятствовать.

Также руководитель имеет право получать информацию, относящуюся к предмету проверки, предоставлять дополнительные документы, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспектора, обжаловать его действия (бездействие).

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения либо, что бывает крайне редко, отсутствие таковых, а также выдает предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений.

Срок проведения как плановых, так и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Наиболее часто выявляемые нарушения трудового законодательства

Первое место среди нарушений, выявляемых при проверках ГИТ, занимают нарушения, выражающиеся в несоблюдении работодателями порядка оформления и расторжения трудовых договоров. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

  • ч. 2 ст. 57 ТК РФ ― отсутствие в трудовых договорах обязательных условий: оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки; определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.;
  • ч. 4 ст. 57 ТК РФ ― внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
  • ч. 2 ст. 58 ТК РФ ― заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований;
  • ст. 67 ТК РФ ― неоформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника;
  • ст. 79 ТК РФ ― расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;
  • ст. 86, 87 ТК РФ ― отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников;
  • ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ ― невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте;
  • ст. 137 ТК РФ ― включение в заключаемые с работниками трудовые договоры условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условий о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя; за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового договора по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию;
  • ст. 180 ТК РФ ― уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора. На втором месте ― нарушения правил охраны труда.

Меры реагирования ГИТ на выявленные нарушения заключаются в привлечении юридических и физических лиц к административной ответственности, установленной ст. 5.27, 5.27.1. КоАП РФ. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от 50 до 100 тысяч рублей.

Если должностное лицо, подвергнутое административному наказанию, совершит повторно такое же нарушение, оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Защита прав работодателя при проведении проверок

Основным нормативным правовым актом, направленным на защиту прав работодателя, является упомянутый выше Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Работодателям необходимо знать положения данного документа.

Помимо этого, работодателям полезно знать наиболее распространенные нарушения, допускаемые ГИТ при проведении проверок. Их выявление помогает избежать необоснованных претензий и злоупотреблений со стороны ГИТ.

Нарушения ГИТ при проверках

Достаточно часто нарушения, допускаемые инспекторами ГИТ, выражаются в выдаче незаконных предписаний по вопросам, не отнесенным законодательством к компетенции ГИТ, т. е. в нарушении требований, установленных ст.

356, 357, 391, 392 ТК РФ; Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.11.1947,  ратифицированной РФ 11 апреля 1998 года.

Это предписания, касающиеся вопросов:

  • размера выплаты заработной платы;
  • размера выплаты окончательного расчета при увольнении;
  • оформления трудовых отношений с работниками;
  • восстановления на работе.

Источник: http://www.alventa.ru/content/proverki-git-poryadok-provedeniya-i-mery-reagirovaniya-zashchita-prav-rabotodatelya

Проверка трудовой инспекции: основания, как проводит, государственный акт и требования к организации по охране труда, срок

Какие бывают проверки гит

/ Трудовая инспекция / Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2021 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Если компания – субъект среднего и малого предпринимательства – совершила грубые нарушения закона по защите прав трудящихся, она автоматически включается в список компаний, в которых должны проходить плановые проверки инспекцией по охране труда.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

С 1 января 2021г. при рассмотрении вновь поступивших заявлений или обращений о несоблюдении трудовых прав, будет рассматриваться ситуация по проверкам данной организации в целом. То есть, будет учитываться, были ли еще подобные обращения или уже доказанные эпизоды по нарушению прав. Если прецеденты уже были, то в отношении такого работодателя перестает действовать презумпция невиновности.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

В приказе должен быть указан именно тот сотрудник, который приехал на место проведения проверки.

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Внеплановые инспектирования субъектов малого бизнеса и микропредприятий не могут проводиться в сокращенные сроки, и проходят по общим правилам – в 20-ти дневный срок.

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Помимо заработной платы, работникам выплачиваются премиальные. Их размер и порядок выплат должен быть утвержден специальным документом – положением о премировании.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

На обжалование действий инспектора по труду или результатов их работы у работодателя есть 15 дней, в течение которых он должен подать заявление о несогласии в проверяющий орган.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Если работодатель не согласен с результатами проверки, в ходе которой на него был наложен штраф, он может оспорить это, подав заявление в арбитражный суд.

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

(2 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы.
Горячая линия в Москве: 8 (495) 131-95-79.

Автор статьи

Деменьтьев Виктор Анатольевич

Юрист в сфере трудовых правоотношений. Более 8 лет практики в спорах, связанных с невыплатой зарплаты, производственными травмами и материальной ответственностью сотрудников.

автора:

Источник: https://info-trudy.ru/kak-prohodit-proverka-trudovoj-inspektsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.