+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

Содержание

Сервитут – что это такое? Кто имеет право устанавливать сервитуты и пользоваться ими, виды, цели, регистрация сервитутов в 2021 году

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

Сервитут произошло от лат. Servitus, что означает рабство и подчинение. В наши дни это слово имеет иное значение – это урезанная возможность эксплуатировать в определенной части чужой земельный участок.

Сервитут – это не просто устная договоренность с собственником земли, это документальное подтверждение бремени. Что такое сервитут на земельный участок, какие бывают виды сервитутов разберем подробнее.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат – установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Обладатель сервитута

Лица, получившие возможность урезанного пользования чужой землей, называются обладателями сервитута.

Обладатели сервитута могут воспользоваться чужим владением, но только в той части, которая оговорена в письменном виде (например, для прохода к своему участку по выделенной для этой цели дорожке).

Собственник, при этом, не должен препятствовать такому проходу.
В результате получается у одного лица – права ограничены в части целевого использования, у другого – в части не препятствования.

Что такое сервитут? Понятие, утвержденное в законе

Понятие и порядок установления сервитута содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 274) и в Земельном кодексе РФ (ст. 23).На страницах гражданского кодекса раскрывается понятие сервитута, как предоставление возможности частичного (не выходя за рамки соглашения и договора) пользования соседним участком.

Земельный кодекс также говорит о сервитуте, как о возможности ограничения (обременения) прав, при этом раскрывает понятие публичного сервитута, а также особенности установления сервитута в отношении государственных земель.

Таким образом, сервитут — это некая урезка прав на земельный участок, которое необходимо в силу определенных обстоятельств.

Виды сервитутов

Основная классификация сервитутов в российском праве – это деление их на публичные и частные. Публичные от частных сервитутов отличаются кругом лиц, которые будут ими пользоваться. Публичными сервитутами пользуется население или муниципальные органы. Частные сервитуты устанавливаются в интересах одного (двух) лиц, для обеспечения возникающих нужд.

  • Публичный сервитут – сервитут, установленный решением органов власти в целях реализации нужд государства и населения. Например, проход по частной территории к водоему. (Подробно о публичных сервитутах читайте в нашей статье: “Порядок и особенности установления публичного сервитута на земельный участок”).
  • Частный сервитут – установленный в частном порядке на основании соглашения между частными (юридическими или физическими) лицами. Например, для того чтобы проехать на свой участок собственник вынужден воспользоваться проходом через участок соседа (если другого пути нет). Все что касается частных сервитутов – читайте здесь.

Существует градация сервитутов по срочности:

  • сервитуты, устанавливаемые на определенный срок (срок сервитута и порядок платы за сервитут (если таковая имеется) прописываются непосредственно в соглашении)
  • бессрочные (сервитуты установлены пожизненно).

Также следует выделить отдельный вид сервитутов – в отношении государственных и муниципальных земель

Сервитуты на частные владения и на государственные регулируются нормами гражданского и земельного права. Однако, законное обременение земель, принадлежащих публичной власти, отличается некими особенностями.

Так, если государственная земля находится в долгосрочной аренде или в бессрочном пользовании, то согласие государства как собственника на заключение сервитута не обязательно. Есть и другие особенности, они регулируются главой V.

3 земельного кодекса.

Цели установления сервитута

Для того, чтобы обоснованно ограничить территорию должна быть веская причина. Законодательством перечислены примеры, в целях которых устанавливаются сервитуты, перечислим самые распространенные.

Цели установления частного сервитута:

  • для обеспечения доступа к своему участку, если миновать чужие земли при этом невозможно;
  • для иных нужд (стройка, установка оборудования и прочие причины, при которых необходимо пользование сервитутом).

Цели установления публичного сервитута:

  • обеспечение свободного доступа граждан к тем объектам, на которые они имеют право (например проход к реке);
  • необходимость установки геодезических пунктов;
  • прогон (выпас) скота, рыбалка;

Цели установления сервитута на государственные (муниципальные) земли:

  • размещение линий связи;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Регистрация сервитута

Для установления сервитута на земельный участок требуется договоренность с собственником. Инициатором оформления сервитута может быть либо собственник участка, в отношении которого сервитут устанавливается, либо лицо, которому сервитут необходим.

Если собственник против установки сервитута, тогда будущий обладатель сервитута может воспользоваться своими правами через суд.

Регистрация сервитута совершается Росреестром на основании письменного обращения заявителя или по судебному решению.

Также требуется пакет документов, необходимый для оформления сервитута (выписки ЕГРН, документы, подтверждающие право собственности, соглашение об установлении сервитута, решение суда и пр.).

Источник: https://geostart.ru/post/562

Публичный сервитут и частный сервитут — чем они отличаются?

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

Проблема столкновения интересов частного сектора и общественных нужд встала давным-давно — еще в период появления частной собственности. Дилемма была решена умами древних римлян, которые ввели отрасль сервитутного права.

В современном российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужую землю в связи с законной необходимостью. Юридические рамки устанавливает нормативная база.

Необходимость пользования чужим имуществом возникает по разным жизненным обстоятельствам. Это может быть общественная или индивидуальная нужда и, соответственно, за это отвечают публичный и частный земельный сервитут.

Публичный сервитут

Причиной установления публичного сервитута стали государственные и общественные нужды. Например, в процессе электрификации поселка нужно проложить сети через частные земельные участки. Этот случай предусмотрен на законодательном уровне.

Причины обременения

Приведем перечень основных «легальных» причин для наложения публичного обременения на объект недвижимости:

  • расположения на частной земле ж/д путей;
  • необходимость поставить геодезические обозначения и подъезд к ним;
  • необходимые дренажные работы;
  • прогон или выпас скота;
  • частная территория является береговой границей водоема, обеспечивающей доступ к воде для населения;
  • изыскательные работы в научных и практических целях;
  • рыболовство и охота;
  • расположение на частной территории водоема для водозабора или водопоя;
  • для государственных нужд (ремонтные, строительные, восстановительные, дорожные).

Процедура

Правовое применение публичного сервитута лежит в рамках ГК, ЗК и прочих нормативных актов РФ. Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  • подача заявления с просьбой установить сервитут;
  • рассмотрение заявление госорганами;
  • решение выносится на слушании;
  • положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд. Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Основания для прекращения

Правовая причина для снятия публичного сервитута:

  • устаревание причин наложения обременения;
  • окончание срока действия, если он был предусмотрен договором (при срочном сервитуте).

Также действие сервитута прекращается из-за уничтожения земельного участка в результате природных катаклизмов (землетрясение, потоп и т. д.).

Независимо от причин прекращения действия обременения, действие закрепляется правовым актом от структур, вынесших изначально решение. Также документ проходит государственную регистрацию.

Для отмены сервитута не требуются общественные слушания, если иное не прописано в местном законодательстве.

Частный сервитут

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость.

Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве.

Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Процедура оформления

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор. В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным. Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Ключевые отличия

Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:

ФакторыПубличный сервитутЧастный сервитут
Объектземлялюбая недвижимость
Субъектнеограниченный круг лицконкретное лицо
Срок действия– срочный (временный)- бессрочный (постоянный).
Основание установлениязаконодательный акт
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника землипри затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причинаинтерес государства, местной власти, населенияинтерес отдельного лица
Способ установлениясуд;договор;

Компромиссное решение проблем — признак цивилизации. Как примирить общественные интересы с частными, придумали древние римляне. Этим способом пользуется и современная юриспруденция, активно применяя сервитутное право. Но сервитут — сервитуту рознь. Для защиты частной собственности и общественных нужд введены разные меры.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj-i-chastnyj-servitut-otlichija.html

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

Права на земельный участок есть не только у собственника. В некоторых случаях они могут быть переданы другим лицам. Такие права использования ограничены. Фактически земля остается у владельца, но пользоваться ею может и другое лицо. Обременения такого характера могут устанавливаться по договоренности между физическими, юридическими лицами или государственными органами.

Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом

Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).

Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.

Внимание. Законодательством определено два вида обременений – частный и публичный.

Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.

  • Частный сервитут – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо.
  • Установление публичного сервитута определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.

Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.

Сходство этих видов правоотношений

Несмотря на разный статус участников сделки частный и публичный сервитуты имеют некоторое сходство. Оно заключается в том, что обременение касается земельного участка или его части.

В результате частичное право использования появляется у третьих лиц. При этом участники сделки могут не состоять между собой в родственных или семейных отношениях.

Важно. Оба вида сервитута могут быть установлены принудительно, независимо от желания собственника земли, в судебном порядке, например, если другие лица не могут получить доступ к своим участкам, иначе как через территорию владельца.

Чем они отличаются?

Несмотря на сходство частный и публичный сервитуты имеют ряд отличий. Прежде всего это касается целей установления. Разница заметна также в основаниях обременения, процедурах реализации сделки и границах действия.

Цели

Цель установления частного сервитута определяется его названием. Сделка такого характера заключается в интересах отдельного лица. Чаще всего это касается в возможности проехать или пройти через участок соседа к своему дому.

Частный сервитут может устанавливаться и других целях.

Цели установления публичного сервитута более глобальные. Они указаны в статье 23 ЗК РФ.

В такой список включены:

  1. Обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования и береговой полосе.
  2. Расположение на территории знаков межевания, геодезических, гравиметрических и нивелирных пунктов, а также доступа к ним.
  3. Выполнение работ по дренажу.
  4. Забор водных ресурсов.
  5. Прогон и выпас скота.
  6. Сенокошение.
  7. Охота, рыбалка и рыбоводство.
  8. Размещение электрических, тепловых и водонапорных сетей, линейных объектов системы газоснабжения и нефтепроводов.
  9. Складирование строительных материалов.
  10. Размещение временных или вспомогательных сооружений – ограждений, бытовок, навесов, а также строительной техники.
  11. Устройство пересечений автомобильных и железных дорог.
  12. Проведение инженерных изысканий.
  13. Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.

Справка. Отличие в целях заключается в том, что публичный сервитут затрагивает интересы не определенного количества людей.

Основание

В качестве основания для установления публичного сервитута выступает законодательный акт или иной нормативный документ, разработанный органом власти на уровне Федерации, региона или субъекта, например, постановление или решение.

В свою очередь частный сервитут – это волеизъявление двух лиц, которое оформляется в виде договора.

В качестве основания установления частного обременения может выступать и судебное решение. Это характерно для случаев, когда стороны не пришли к взаимному согласию, а необходимость сервитута актуальна.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута читайте в этой статье.

Описание процедуры установления

Процедуры установления обоих сервитутов реализуются по-разному.

Для установления публичного сервитута, необходимо провести топографические работы. Результаты передаются в службу кадастра и картографии, с целью внесения изменения в план и определения границ обременения.

Такие работы необходимо провести независимо от того, кто выступает инициатором установления сервитута. Если инициатива исходит от физического лица или группы, то в местный орган власти направляется индивидуальное или коллективное обращение.

Внимание. Заявление рассматривается в течение трех календарных месяцев.

Инициаторы обращения информируются о времени и месте рассмотрения заявления. По результатам выносится решение об отказе или удовлетворении требований. Документ должен быть опубликован в СМИ и размещен на интернет ресурсе органа власти. Необходимые данные должны быть переданы в Росреестр. После этого сервитут считается установленным.

Частное обременение несколько проще. Достаточно заключить двухсторонний договор между собственником участка и заинтересованным лицом. До этого можно направить письменное предложение владельцу территории. Хотя закон не обязывает инициатора чести переписку с собственником.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место заключения.
  2. Сведения о сторонах сделки или их законных представителя.
  3. Предмет договора. В данном случае это будет установление частного обременения.
  4. Стоимость и порядок расчетов. Собственник вправе требовать денежную компенсацию за неудобства, связанные с установлением обременения.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок урегулирования споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Договор оформляется в трех экземплярах, по одному для каждого из участников и регистрирующего органа. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это не является обязательным правилом.

Завершающим этапом является обращение в Росреестр.

В перечень документов, необходимых для регистрации изменений входят:

  • Паспорт заинтересованного лица.
  • Договор об установлении обременения.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.
  • Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
  • Кадастровый паспорт.
  • Заявление инициатора.
  • Доверенность законного представителя.

Важно. Размер государственной пошлины, которая взимается за регистрацию такой сделки, определена пунктом 31 статьи 333.33 НК РФ. Он зависит от статуса плательщика. Физическое лицо заплатит 1500 рублей, юридическое – 6000.

Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.

Подробнее о том, как происходит установление частного и публичного сервитутов, мы рассказывали тут, а здесь вы сможете более детально ознакомиться с процедурой регистрации обременения.

Границы зон действия

В случае с публичным обременением оно может затрагивать участки нескольких собственников и кадастровые работы проводятся в отношении каждого из них. Частный сервитут касается территории одного владельца.

Если частное обременение устанавливается в отношении части земли, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

О том, как на кадастровом плане отображают схему границ действия сервитута, мы рассказывали тут.

Другие различия

Отличия обременений заключаются ещё и в финансовой стороне вопроса. В случае с частным оплата устанавливается практически всегда, при публичном – только при наличии существенных препятствий, например, если в результате установления обременения собственник не сможет выращивать часть культур.

О том, каким образом определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом, узнаете тут.

Различие заключается и в статусе участников сделки.

  • Частный сервитут имеет место между физическими или юридическими лицами.
  • В установлении публичного ограничения должен принимать участие местный или федеральный орган власти.

Отличаются сервитуты и количеством лиц, чьи интересы затрагиваются. В частном случае это конкретные люди или организации, в публичном – количество не ограничивается числом.

Внимание. Регистрация публичного обременения в Росреестре государственной пошлиной не облагается, в случае частного сервитута внесение оплаты является обязательным условием.

Публичный сервитут устанавливается в отношении земельного участка, частный – в отношении любой недвижимости. Юридическое лицо оплачивает больший размер пошлины, чем физическое.

Сравнительная таблица

ФакторыПубличный сервитутЧастный сервитут
Объектземля.любая недвижимость.
Субъектнеограниченный круг лиц.конкретное лицо.
Основание установлениязаконодательный акт.
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника землипри затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут.
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина
  • интерес государства;
  • местной власти;
  • населения.
интерес отдельного лица.
Инициаторыфизические лица или органы власти.физические лица.

Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.

Источник: https://pravoved.online/servitut/otlichiya-chastnogo-i-publichnogo

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи», «служение её»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Полезно знать

  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2021 можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2021 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями

Чем сервитут отличается от публичного сервитута

На каж­дый земель­ный уча­сток (ЗУ) по тре­бо­ва­нию граж­дан­ских, юри­ди­че­ских лиц или в инте­ре­сах госу­дар­ства воз­мож­но вре­мен­ное или бес­сроч­ное нало­же­ние част­но­го или пуб­лич­но­го серви­ту­та. Уста­нов­ле­ние серви­ту­та явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния зем­ли:

  • поль­зо­вать­ся мож­но не всей пло­ща­дью ЗУ (из нее вычи­та­ет­ся раз­мер участ­ка под серви­тут);
  • про­ис­хо­дят денеж­ные поте­ри при про­да­же ЗУ или из-за нере­а­ли­зо­ван­ных воз­мож­но­стей;
  • ино­гда воз­ни­ка­ют издерж­ки боль­шие, чем пред­по­ла­га­лось, вплоть до пол­ной поте­ри наде­ла.

Наи­бо­лее обре­ме­ни­тель­ным явля­ет­ся бес­сроч­ный пуб­лич­ный серви­тут.

Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения

Преж­де чем читать даль­ше, пред­ла­га­ем озна­ко­мить­ся со ста­тьей, рас­кры­ва­ю­щей поня­тие “серви­тут”, виды серви­ту­тов, поря­док уста­нов­ле­ния и пре­кра­ще­ния.

П. 5, ст. 23 ЗК гла­сит о том, что бре­мя серви­ту­та долж­но быть мини­маль­ным для кон­крет­но­го ЗУ. То есть недо­пу­сти­мо, когда из-за обре­ме­не­ния у земель­ных соб­ствен­ни­ков воз­ни­ка­ют боль­шие неудоб­ства, финан­со­вые поте­ри, мораль­ный ущерб.

Этот осно­во­по­ла­га­ю­щий пункт часто игно­ри­ру­ет­ся в судах, рас­смат­ри­ва­ю­щих спо­ры. Вла­де­лец зем­ли фак­ти­че­ски бес­си­лен перед госу­дар­ствен­ны­ми моно­по­ли­я­ми.

В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  • Част­ный серви­тут на земель­ный уча­сток пре­сле­ду­ет лич­ные инте­ре­сы и накла­ды­ва­ет­ся по прось­бе отдель­ных лиц:
    • напри­мер, граж­дане, стро­я­щие дом, про­сят у сосе­да раз­ре­ше­ние вре­мен­но исполь­зо­вать часть его участ­ка для подъ­ез­да транс­пор­та;
    • что­бы не обхо­дить чей-то неудоб­но рас­по­ло­жен­ный земель­ный надел, сосе­ди про­сят его хозя­и­на раз­ре­шить про­во­дить скот на паст­би­ще через свою тер­ри­то­рию.
  • Пуб­лич­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в госу­дар­ствен­ных и обще­ствен­ных инте­ре­сах, может ини­ци­и­ро­вать­ся госу­дар­ством, хотя воз­мо­жен так­же по ини­ци­а­ти­ве груп­пы граж­дан:
    • вбли­зи жилой зоны пред­по­ла­га­ют­ся зале­жи полез­ных иско­па­е­мых, и госу­дар­ство реша­ет начать гео­ло­го­раз­ве­доч­ные рабо­ты — на ЗУ, попа­да­ю­щие в зону раз­ра­бот­ки, будет нало­же­но обре­ме­не­ние;
    • жите­ли сто­лич­ных при­го­ро­дов обра­ща­ют­ся с прось­бой к субъ­ек­ту феде­ра­ции постро­ить доро­гу или вет­ку мет­ро, кото­рые невоз­мож­но про­ве­сти без затра­ги­ва­ния инте­ре­сов земель­ных соб­ствен­ни­ков;
    • при­ня­то реше­ние о про­кла­ды­ва­нии новой вет­ки газо­про­во­да.
  • Част­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в доб­ро­воль­ном или судеб­ном поряд­ке (по вза­им­но­му согла­ше­нию или реше­нию суда): при воз­ник­но­ве­нии кон­флик­та сто­ро­на, пре­тен­ду­ю­щая на огра­ни­чен­ное пра­во поль­зо­ва­ния зем­лей, обра­ща­ет­ся с иском в суд.
  • Пуб­лич­ный серви­тут на земель­ный уча­сток накла­ды­ва­ет­ся без суда при­ня­ти­ем нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го акта или зако­на.
  • При вве­де­нии ЧС вла­де­лец ЗУ име­ет пра­во на денеж­ную ком­пен­са­цию, соот­вет­ству­ю­щую его поте­рям из-за появив­ше­го­ся бре­ме­ни: цена серви­ту­та ука­зы­ва­ет­ся в согла­ше­нии или судеб­ном поста­нов­ле­нии.
  • Поправ­ка в законе (п. 7, ст. 23), преду­смат­ри­ва­ю­щая ком­пен­са­цию хозя­и­ну ЗУ при появ­ле­нии труд­но­стей из-за нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та, с 2015 г. утра­ти­ла свою силу.

Что общего в частном и публичном сервитуте

  • И при част­ном, и при пуб­лич­ном серви­ту­те вла­де­лец не теря­ет прав соб­ствен­но­сти и может совер­шать все сдел­ки с земель­ным участ­ком.
  • Бре­мя при уступ­ке прав пере­хо­дит к ново­му соб­ствен­ни­ку.
  • Серви­тут офи­ци­аль­но уста­нав­ли­ва­ет­ся после госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции (п.9, ст.23).

Установление публичного сервитута на земельный участок

Уста­но­вить серви­тут могут:

  • пра­ви­тель­ство РФ;
  • субъ­ек­ты Феде­ра­ции (рес­пуб­ли­ки, края, обла­сти, окру­га, горо­да Москва, Санкт-Петер­бург, Сева­сто­поль);
  • ОМСУ (орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния).

Цели веде­ния:

  • обес­пе­че­ние про­хо­да (про­ез­да) через ЗУ, в т.ч. к вод­ным объ­ек­там и бере­го­вым зонам;
  • ремонт инже­нер­но-тех­ни­че­ских линий, ком­му­ни­ка­ций, дорог, ж/д путей, транс­порт­ных оста­но­вок и стан­ций (поря­док про­ве­де­ния регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 4, зако­на N 257-ФЗ);
  • забор воды в водо­е­мах;
  • сено­кос и паст­би­ща;
  • охо­та, рыбал­ка, раз­ве­де­ние рыбы;
  • про­гон домаш­не­го ско­та;
  • дре­наж­ные рабо­ты на ЗУ;
  • про­ве­де­ние раз­ме­же­ва­ния, гео­де­зи­че­ских, гра­ви­мет­ри­че­ских работ;
  • про­ве­де­ние гео­ло­го-раз­ве­ды­ва­тель­ных работ, раз­лич­ных иссле­до­ва­ний (обре­ме­не­ние накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ный срок).

Серви­тут на заре­зер­ви­ро­ван­ные госу­дар­ством или ОМСУ зем­ли может быть толь­ко вре­мен­ным, при этом пери­од его дей­ствия не пре­вы­ша­ет сро­ка резер­ва­ции.

Поря­док уста­нов­ки пуб­лич­но­го серви­ту­та таков:

  • Пода­ча заяв­ле­ния от име­ни заин­те­ре­со­ван­ных лиц.
  • Обще­ствен­ные слу­ша­ния.
  • При­ня­тие зако­на или нор­ма­тив­но­го акта.
  • Реги­стра­ция в ЕГРН.

Как подается заявление

Заин­те­ре­со­ван­ные лица (граж­дан­ские или юри­ди­че­ские), в том чис­ле пред­став­ля­ю­щие госу­дар­ствен­ные инте­ре­сы, обра­ща­ют­ся с заяв­ле­ни­ем в пра­во­моч­ные ком­пе­тент­ные орга­ны (пра­ви­тель­ства РФ, субъ­ек­тов РФ, ОМСУ). Выбор инстан­ции зави­сит от того, на каком уровне реша­ет­ся вопрос.

В заяв­ле­ние содер­жат­ся све­де­ния:

  • о ЗУ (адрес или место­по­ло­же­ние, пло­щадь);
  • виде и цели серви­ту­та;
  • сро­ке обре­ме­не­ния;
  • соб­ствен­ни­ках земель­но­го участ­ка;
  • лицах, в инте­ре­сах кото­рых вво­дит­ся обре­ме­не­ние.

Заяв­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся, затем выно­сит­ся реше­ние. Если оно поло­жи­тель­но, то даль­ше насту­па­ет инте­рес­ный этап — обще­ствен­ные слу­ша­ния.

Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте

Самую мини­маль­ную. Этот этап сего­дня име­ет чисто фор­маль­ное зна­че­ние: вро­де бы госу­дар­ство при­слу­ши­ва­ет­ся к мне­нию наро­да, но с дру­гой сто­ро­ны оно носит “реко­мен­да­тель­ный” харак­тер:

Обще­ствен­ные слу­ша­ния не явля­ют­ся обя­за­тель­ным осно­ва­ни­ем для при­ня­тия реше­ния, уста­нав­ли­вать пуб­лич­ный серви­тут или нет.

То есть госу­дар­ствен­ные мужи послу­ша­ют, и все рав­но сде­ла­ют по-сво­е­му. Что такое пуб­лич­ные слу­ша­ния, точ­но неиз­вест­но, так как это опре­де­ле­ние отсут­ству­ет в зако­нах. Может это собра­ние наро­да на пло­ща­ди? Пуб­лич­ные деба­ты или опро­сы обще­ствен­но­го мне­ния? Очень похо­жи обще­ствен­ные слу­ша­ния на собра­ния ТСЖ, кото­рые ниче­го не реша­ют.

Слу­ша­ния долж­ны вестись по про­то­коль­ной фор­ме:

  • все выступ­ле­ния, точ­ки зре­ния, воз­ра­же­ния, мне­ния “за” и “про­тив” запи­сы­ва­ют­ся;
  • ука­зы­ва­ют­ся пас­порт­ные дан­ные участ­ни­ков деба­тов.

Принятие нормативно-правового акта

После одоб­ре­ния заяв­ле­ния орга­ны, куда оно посту­пи­ло, при­ни­ма­ют нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт (НПА), раз­ре­ша­ю­щий вве­де­ние серви­ту­та. Если реше­ние при­ни­ма­ет­ся на госу­дар­ствен­ном уровне пра­ви­тель­ством, то выпус­ка­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий закон или поста­нов­ле­ние.

Пра­во­вые доку­мен­ты под­твер­жда­ют вид и цели серви­ту­та, ука­зы­ва­ют срок, на кото­рый он уста­нав­ли­ва­ет­ся. Обя­за­тель­но при­ла­га­ют­ся:

  • дан­ные о место­по­ло­же­нии участ­ка, его пло­ща­ди;
  • ситу­а­ци­он­ный план ЗУ с ука­за­ни­ем гра­ниц;
  • кадаст­ро­вый номер участ­ка;
  • све­де­ния о физи­че­ских (юри­ди­че­ских) лицам, кото­рым при­над­ле­жит земель­ный уча­сток.

Регистрация публичного сервитута

Серви­тут всту­па­ет в юри­ди­че­скую силу толь­ко после реги­стра­ции в ЕГРН.

Для реги­стра­ции необ­хо­ди­мы такие доку­мен­ты:

  • Заяв­ле­ние соб­ствен­ни­ка по стан­дарт­ной фор­ме о реги­стра­ции.
  • Кадаст­ро­вый план с ука­зан­ны­ми гра­ни­ца­ми серви­ту­та.
  • Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт.
  • Кви­тан­ция об упла­те госу­дар­ствен­ной пошли­ны.
  • Дове­рен­ность (если инте­ре­сы соб­ствен­ни­ка пред­став­ля­ет дру­гое лицо).

Реги­стра­ция осу­ществ­ля­ет­ся не сра­зу после пода­чи заяв­ле­ния, так как тре­бу­ет­ся вре­мя для вне­се­ния изме­не­ния в кадаст­ро­вый план, кото­рый выпол­ня­ет­ся инже­не­ра­ми отде­ла зем­ле­устрой­ства.

Акту реги­стра­ции серви­ту­та при­сва­и­ва­ет­ся инди­ви­ду­аль­ный номер в Росре­ест­ре.

Как происходит межевание при публичном сервитуте

Меже­ва­ние ЗУ — бук­валь­но озна­ча­ет уста­нов­ку гра­ниц земель­но­го участ­ка при помо­щи колы­шек, дюбе­лей и дру­го­го инвен­та­ря. Оно необ­хо­ди­мо для полу­че­ния кадаст­ро­во­го пас­пор­та ЗУ в ЕГРН.

  • Тех­ни­че­ские земель­ные инже­не­ры про­ве­ря­ют уста­нов­лен­ные гра­ни­цы и состав­ля­ют кадаст­ро­вый план участ­ка.
  • После это­го про­во­дит­ся реги­стра­ция прав соб­ствен­ни­ка на зем­лю.
  • Если нало­жен серви­тут, при­хо­дит­ся про­во­дить опять меже­ва­ние для опре­де­ле­ния новых гра­ниц и вно­сить поправ­ки в кадаст­ро­вый план.

Воз­ни­ка­ет мно­го воло­ки­ты с оформ­ле­ни­ем доку­мен­тов на зем­лю. Неко­то­рые соб­ствен­ни­ки, что­бы не ходить в Росре­естр два­жды, поку­па­ют уча­сток, не реги­стри­ру­ют его, а вна­ча­ле про­во­дят меже­ва­ние ЗУ с уче­том серви­ту­та. И толь­ко затем идут на реги­стра­цию. Такое воз­мож­но, если хозя­ин участ­ка точ­но зна­ет, что на его земель­ный надел будет нало­жен ПС.

Но нель­зя пола­гать­ся на слу­хи или про­ек­ты зако­нов, кото­рые очень часто не утвер­жда­ют­ся зако­но­да­тель­ством. Поэто­му луч­ше все­го про­во­дить меже­ва­ние уже после при­ня­то­го нор­ма­тив­но­го акта об уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та на земель­ный уча­сток.

Может ли собственник отстоять свои права

Непри­ят­ные момен­ты при уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та:

  • соб­ствен­ни­ку не гаран­ти­ру­ет­ся ком­пен­са­ция за поне­сен­ный ущерб;
  • раз­мер бре­ме­ни может ока­зать­ся гораз­до боль­ше обе­щан­но­го.

Что делать?

Постра­дав­ший име­ет пра­во обра­щать­ся в судеб­ные инстан­ции при ущем­ле­нии сво­их инте­ре­сов (п. 8, ст. 23). Пуб­лич­но-пра­во­вые отно­ше­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми суда­ми, поэто­му необ­хо­ди­мо пода­вать адми­ни­стра­тив­ный иск.

Обид­но, что зако­но­да­тель­ство боль­ше не преду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ную опла­ту издер­жек соб­ствен­ни­ка, как при ЧС, хотя госу­дар­ство может про­явить “доб­ро­ту”:

  • напри­мер, снять серви­тут (за нена­доб­но­стью или по окон­ча­нии сро­ка резер­ва­ции зем­ли);
  • изъ­ять ЗУ у соб­ствен­ни­ка пол­но­стью, а вза­мен предо­ста­вить ему ком­пен­са­цию или ана­ло­гич­ный уча­сток.

Пример судебной тяжбы

Отсто­ять свои пра­ва соб­ствен­ни­ку при нало­же­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та в реаль­но­сти очень труд­но. Суды пер­вой инстан­ции, исполь­зуя бюро­кра­ти­че­ские зако­выр­ки в зако­нах, часто откло­ня­ют иски.

При­ме­ром явля­ет­ся сле­ду­ю­щий слу­чай.

  • В гра­ни­цах села N уста­но­ви­ли пуб­лич­ный вре­мен­ный серви­тут на про­ход граждан(проезд) к водо­е­му и бере­гу.
  • Соб­ствен­ник M. подал иск в адми­ни­стра­тив­ный суд с наме­ре­ни­ем оспо­рить дан­ный нор­ма­тив­ный акт:
    • пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния его земель­ны­ми участ­ка­ми воз­ник­ло у неогра­ни­чен­но­го кру­га лиц;
    • у мест­ной адми­ни­стра­ции были дру­гие воз­мож­но­сти орга­ни­за­ции сво­бод­но­го про­ез­да (про­хо­да) к водо­е­му.
  • Пер­вой судеб­ной инстан­ци­ей иск был откло­нён на том осно­ва­нии, что серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван, а зна­чит офи­ци­аль­но не суще­ству­ет, и ста­ло быть нет и пред­ме­та для спо­ра.
  • М. обра­тил­ся в сле­ду­ю­щую инстан­цию — Вер­хов­ный Суд РФ (кол­ле­гию по адми­ни­стра­тив­ным делам).
  • Кол­ле­гия отме­ни­ла реше­ние пер­во­го суда и воз­вра­ти­ло дело на повтор­ное рас­смот­ре­ние, ука­зав на нару­ше­ния:
    • кодек­са адми­ни­стра­тив­но­го про­из­вод­ства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рас­смот­ре­нии и раз­ре­ше­нии граж­дан­ских и адми­ни­стра­тив­ных дел, оспа­ри­ва­ю­щих нор­ма­тив­ные акты;
    • ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о пра­ве граж­дан и юрлиц обра­щать­ся с иско­вы­ми заяв­ле­ни­я­ми, если они счи­та­ют, что дан­ные нор­ма­тив­ные акты нару­ша­ют их пра­ва и инте­ре­сы;
    • п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защи­те сво­их прав в суде лица­ми, чьи инте­ре­сы были нару­ше­ны после уста­нов­ле­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та.

Осно­ва­ни­я­ми для пере­смот­ра дела явля­ют­ся:

  • Реше­ние Вер­хов­но­го суда (обзор №35): Даже если пуб­лич­ный серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван в Росре­ест­ре, это не может пре­пят­ство­вать рас­смот­ре­нию иско­во­го заяв­ле­ния судом и при­зна­нию недей­стви­тель­ным нор­ма­тив­но­го акта, кото­рый уста­но­вил дан­ное обре­ме­не­ние.
  • Ст. 47, ч. 2 и 3 поста­нов­ле­ния N 131-ФЗ, при­ня­тое в 2003 г.: Муни­ци­паль­ные НПА всту­па­ют в силу сра­зу после опуб­ли­ко­ва­ния. Граж­дане долж­ны иметь воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с ними (кро­ме све­де­ний, огра­ни­чен­ных зако­ном).

Прекращение действия публичного сервитута

Осно­ва­ния для сня­тия серви­ту­та:

  • исте­че­ние сро­ка дей­ствия обре­ме­не­ния;
  • окон­ча­ние сро­ка резер­ва­ции зем­ли, на кото­рой рас­по­ло­жен уча­сток;
  • исчез­но­ве­ние необ­хо­ди­мо­сти в серви­ту­те;
  • сти­хий­ное бед­ствие, при­вед­шее к невоз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния участ­ка;
  • анну­ля­ция по реше­ние суда нор­ма­тив­но­го акта о вве­де­нии ПС.

Авто­ма­ти­че­ско­го сня­тия пуб­лич­но­го серви­ту­та нет — нуж­но реги­стри­ро­вать пре­кра­ще­ние его дей­ствия в Росре­ест­ре, вновь вно­ся изме­не­ния в кадаст­ро­вый план.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.